Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики на примере закона архимеда

Педагогика и воспитание » Развитие творческих способностей на уроках физики путем использования научно-популярной и художественной литературы » Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики на примере закона архимеда

Страница 3

I. Организационный момент (2')

Ребята, вы видели телевизионный фильм "Капитан Немо"? Как вы думаете, это фантастика или реальность?! Если внимательно прочитать книгу французского фантаста Жуль Верна "Двадцать тысяч лье под водой", то вы убедитесь в научной справедливости некоторых эпизодов, изучив тему нашего урока сегодня. Видимо, автор хорошо понимал законы физических явлений. И он не одинок.

II. Актуализация знаний (5')

Русский писатель А.П. Чехов в повести "Степь" пишет: (цитаты лучше зачитывать из книг-первоисточников для реализации 2 и 3 цели).

"Егорушка . разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх ."

Какая же сила подхватила Егорушку и подняла вверх? Правильно — выталкивающая сила. Давайте с вами повторим все, что мы о ней знаем, потому что она — именинница.

На доске заранее заготовлен кроссворд. Учащиеся, отвечая на вопросы устно, быстро заполняют его на доске.

Вопросы к кроссворду:

Имя какого ученого носит закон, который утверждает: "Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа". (Паскаль.)

Прибор для измерения силы. (Динамометр.)

Куда направлена выталкивающая сила? (Вверх.)

С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)

Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем) Допишем формулу на доске, она нам пригодится.

Сила, действующая на попру или подвес. (Вес.)

А ну-ка, быстро посмотри,

И разреши сомненья

Скажи нам, как узнать внутри

У жидкости . (Давление.)

Формулу дописать на доске.

А сейчас я задам последний вопрос, а вы хором ответите на него, прочитав, что получилось по вертикали в выделенных клетках:

Скажи, какой великий человек

Прославил свой далекий, древний век

Тем, что открыл для жидкости закон,

Тем, что навек был в физику влюблен.* (Архимед.)

*Здесь и далее четверостишия к опытам из книги И.Я. Ланиной "Внеклассная работа по физике"

III. Объявление темы урока (8?) (Исторический материал.)

Тему урока, ребята, вы определили сами и она уже на доске, запишите ее в тетради.

Закон Архимеда.

А вы знаете, почему выталкивающая сила — именинница? Потому что у нее сегодня появилось имя, имя великого мыслителя древности — Архимеда. А чем же он так знаменит? На помощь к нам спешит книга Ефима Ефимовского "След колесницы". Зачитаем фрагмент.

Сиракузы. III век до нашей эры.

Автор: Жил в Сиракузах мудрец Архимед,

Был другом царя Гиерона,

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались — корона!

Захотелось Гиерону

Сделать новую корону.

Золота отмерил строго.

Взял не мало и не много —

Сколько нужно — в самый раз.

Ювелиру на заказ.

Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону

Взял корону Гиерон,

Оглядел со всех сторон,

Чистым золотом сверкает…

Но ведь всякое бывает,

И добавить серебро можно к золоту хитро,

А того и хуже — медь

(если совесть не иметь)…

Гиерон: Вот корона, Архимед,

Золотая, или нет?

Архимед: Чистым золотом сверкает.

Гиерон: Но ты знаешь, все бывает!

И добавить серебро можно к золоту хитро,

А того и хуже — медь,

Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то:

Честно ль сделана работа?

Можно ль это, ты скажи, определить?

Но корону не царапать, не пилить…

Автор: И задумался ученый,

Что известно? вес короны,

Ну а как найти объем?

Думал ночью, думал днем.

И однажды в ванне моясь

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода —

Догадался он тогда,

Как найти объем короны

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких м ...

Классификация праздников для детей младшего школьного возраста
Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, ат ...

Психолого-педагогические аспекты творческих способностей подростков
Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали философы, психологи, педагоги. Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н.А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru