Философские и социально-культурные основания организации концепции физкультурного воспитания

Педагогика и воспитание » Особенности методических принципов и методов обучения в процессе физического воспитания в начальной школе » Философские и социально-культурные основания организации концепции физкультурного воспитания

Страница 2

Важными, пожалуй, еще недостаточно осмысленными, ценностями физической культуры являются ценности интенционного характера, отражающие сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в данном обществе, ее популярность у различных категорий людей, а главное, их желание и готовность к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффективности освоения этих ценностей можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре, а также их действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры.

К этой же группе ценностей мы относим и социально-психологические установки людей, которые определяются характером, структурой и направленностью потребностей, мотиваций и ценностных ориентаций на занятия физическими упражнениями и спортом.

Особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет освоение детьми и молодежью мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение, наконец, просто "выкрутиться" из сложной ситуации.

В жизни человеку бывают необходимы не только хорошо сбалансированные оптимумы физических и духовных проявлений, но и способность действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях, готовность организма "пережить" резкие возмущения (болезнь, травму, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социально обусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физические перегрузки и т.п.). Вероятность возникновения таких критических ситуаций не столь мала, чтобы этим можно было пренебречь, поэтому способность организма к мобилизации в подобных условиях также должна формироваться путем тренировки, как и другие физические, психологические и функциональные проявления. Нет никакого сомнения, что физкультурная и спортивная деятельность облегчает такое формирование, опосредованно влияя на создание "запаса" функциональных и психических возможностей организма и отрабатывая в искусственно создаваемых экстремумах будущие ответы на неожиданные, "нештатные" внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных резервов организма.

Формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры в современных условиях мы связываем с дальнейшей гуманизацией и демократизацией общества, обращением к человеку как мере всех вещей, к его нравственному самоопределению и индивидуальному действию. Такой подход влечет за собой отказ от утилитарного использования ценностей физической культуры, коренной пересмотр целей физического воспитания, связанных с общей и профессиональной подготовкой, в сторону развития его гуманизирующих и культурообразующих функций. Говоря о развитии ценностного потенциала физической культуры, следует отметить, что его состав остается относительно стабильным. Содержательные же аспекты ценностей постоянно обновляются, дополняются, совершенствуются, по мере того как развивается знание и повышается уровень общественной культуры. Опираясь на результаты вышеизложенного методологического анализа подходов к построению адекватной запросам современной жизни систем формирования физической культуры детей и молодежи, а также на результаты проведенных нами многолетних исследований данной проблемы предоставляется возможным сформулировать концептуальные направления, обеспечивающие развитие идеи физкультурного воспитания и освоения новейших технологий в этой сфере.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Формы и методы дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и ва­рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси­фикаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Об ...

Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развит ...

Диагностика в работе классного руководителя с семьёй
Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Это и понятно. Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсе ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru