Включение в учебный процесс консультаций позволило бы учащимся задавать детальные вопросы преподавателю, разбирать отдельные темы, которые были непонятны.
Отсутствие комплекта дидактического обеспечения снижает качество выполнения заданий. Ведь именно предоставление комплекта дидактического обеспечения позволяет школьникам осуществить многократное обращение к материалу, улучшить его понимание и усвоение.
Сужение форм учебно-познавательной деятельности не позволяет поддерживать высокий уровень мотивации школьников к изучению физики и смежных с нею дисциплин. Для решения обозначенных проблем были разработаны примеры творческих заданий по физике.
Организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения, задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности.
Задание 1. Исследование движения тела по наклонной плоскости.
В начале урока, в течение 10 минут, учитель знакомит школьников с основными моментами по данной теме.
Основная часть урока посвящена проведению эксперимента, который организуется каждым ребенком индивидуально (30 минут). Школьники проводят исследование движения по наклонной плоскости. Для этого им выдается небольшая доска в качестве наклонной плоскости, телом будет являться школьный учебник. Основными вопросами, которые необходимо рассмотреть являются: «Под каким углом тело начинает скользить?», «Как влияет масса тела на движение?», «Какие силы действуют на тело во время движения?», «Какие физические явления вы наблюдаете?». Все полученные данные записываются в тетради (определяют угол, записывают физические явления, определяют зависимость движения и тел разной массы).
В процессе эксперимента учитель контролирует правильность его выполнения. В конце урока учитель делает анализ проделанной работы и дает пояснения к выполнению домашнего задания.
Дома школьникам предлагается написать реферат, в котором нужно правильно оформить ответы на основные вопросы.
Задание 2. Разработка модели вечного двигателя.
После прохождения материала по теме «Термодинамика», ребятам предлагают создать свой проект работы вечного двигателя. Выполнение задания предполагается парами, время, отведенное на выполнение, одна неделя. Форма представления задания – на усмотрение учащихся (это может быть макет, чертежи, презентация и т.д.).
Целью творческих заданий является активизация познавательной и творческой деятельности, развитие инициативы и предприимчивости, установление сотрудничества с преподавателем, обучение работе в коллективе.
Условия формирования интеллектуальной одаренности складываются из таких факторов как влияние окружающего мира, взаимоотношения в семье и образовательных учреждениях. В школе учитель должен не упустить одаренного ученика и дать ему возможность развивать свои знания, умения, навыки и личностные способности и качества. Развитие творческого потенциала одаренных детей также напрямую связано с разработкой и реализацией специальных творческих программ обучения и учебных материалов.
В работе рассмотрены основные направления работы с одаренными детьми, определены оптимальные условия развития интеллектуальной одаренности в профильных школах Западно-Сибирского региона, основными из которых являются: углубленные программы дисциплин, специфика набора и обучения школьников, технологии обучения и взаимодействия с преподавателями, дидактические средства обучения, занятия проводятся преподавателями, которые имеют высокий научный, творческий потенциал и опыт работы со школьниками .
Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что физико-математическая школа ТГУ есть стартовая площадка для развития и поддержания интеллектуальной одаренности. Вместе с тем, были выявлены ограничения, которые не позволяют школьникам раскрыть и реализовать их творческий потенциал, интеллектуальные умения, личностные способности и качества. Такими ограничениями являются: отсутствие консультаций, творческих заданий, комплекта дидактического материала.
Похожие статьи:
Принципы и задачи социальной педагогики
Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе. В начале 90-х гг. в России была введена новая должность «социальный педагог» в школах, детских клубах, досуговых учреждениях и т.д. В настояще ...
Химические пигменты
1) Природные пигменты. Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цве ...
Тенденции в специализации обучения
Все больше американских студентов, поступая учиться в университеты и колледжи, выбирают специальность, связанную с миром бизнеса и профессиональной карьерой. К концу 1980–81 учебного года эти тенденции наметились особенно ясно. За этот год были вручены дипломы по следующим специальностям: Шестьдеся ...