1) Природные пигменты.
Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.
Красиво окрашенные минералы привлекали внимание человека с древнейших времён. Их использовали не только в качестве украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых из них краски. По прошествии веков и тысячелетий не утратили свою первоначальную яркость и стойкость краски древних египтян, иудеев, греков и других племён и народов. Первыми минеральными красителями стали многоцветные природные охры, лазурит (ляпис-лазурь) и киноварь.
В истории развития русской культуры, в искусстве церковной иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей и подкрашенных акрилом глин, иконописцы не без оснований отдают предпочтение и пользуются минеральными пигментами в силу их стойкости, природной взаимной сочетаемости, мягкости и благородству оттенков.
Формы нахождения камней, пригодных для изготовления из них красок, очень разнообразны, минералы встречаются как в виде эффектных кристаллов и кристаллических зёрен с ясно видимыми гранями, так и в виде разнообразных скоплений тонкозернистого строения, а в некоторых случаях это могут быть и некристаллические, аморфные образования, например — лимониты.
Кристаллическое сырье при измельчении даёт в различной степени просвечивающие осколки, ограниченные плоскостями поверхностей скола и естественных граней. В зависимости от их размеров, формы, взаимной ориентировки, прозрачности, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственно цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д. Древние иконописцы знали много рецептов смешивания минералов друг с другом при приготовлении красок, добиваясь тем самым выразительных эффектов глубины тона и внутреннего свечения, когда в рисунке, например, фрагмент или деталь чёрного или коричневого цвета за счёт малой добавки в краску определённого минерала приобретает объём и кажется, что будто бы красочная поверхность светится.
Хрупкость и низкая твёрдость определённых минералов значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в обычных ступках или на специальных приспособленных для растирания минералов матовых поверхностях. Окраска некоторых из минералов — пигментов может меняться также в зависимости от степени их измельчения и способа растирки. В некоторых случаях интенсивность конечной краски оказывается ярче при крупнозернистом помоле, но это не может рассматриваться как универсальное правило.
После растирания минерала полученный порошок разводится в разбавленном водой яичном желтке и краска, называемая «яичная темпера», готова. Использовать её следует сразу после приготовления, так как в жидком виде она не подлежит долгому хранению и может быстро испортиться. Для настенных росписей, называемых «фресками», вместо желтка используется, как правило, яичный белок.
Минералы-пигменты относятся к различным классам соединений:
силикаты: — лазурит («ляпис-лазурь»), глауконит, волконскоит, хлориты; оксиды (окислы): — гематит, лимонит, окислы марганца, магнетит; сульфиды: киноварь, аурипигмент, реальгар; карбонаты: — церуссит (природные свинцовые белила), малахит, азурит, сидерит; сульфаты: — ярозит, барит (бариевые белила); фосфаты — вивианит; вольфраматы: — вульфенит; хроматы: — крокоит.
Природные органические пигменты выделяют из различных частей растений (корни, стебли, листья) и животных. Наример, индиго добывали из стеблей и листьев растения индигоферы.
2) Неорганические пигменты.
№ |
Название пигмента |
Химический состав |
Цвет |
Свойства |
Оксиды металлов | ||||
1 |
Массикот |
PbO |
Оранжево-желтый, не яркий |
Неустойчив и не стоек к действию внешних атмосферных влияний, кислот, сероводорода, высоких температур, к действию щелочей вполне устойчив. Пигменты применяются не только в качестве краски, но и как сиккатив при варке олифы. |
2 |
Свинцовый сурик («голубиная кровь») |
Pb3O |
Красный |
В кусках и порошке на свету сурик чернеет с поверхности, обращаясь в перекись свинца и получая темнокоричневый оттенок. |
3 |
Красная охра |
Смесь безводной окиси железа с глиной. |
От светлого теплого тона (венецианской красной) до темного, более холодного, индийской красной (английской красной) |
В естественном состоянии ее можно найтии в вулканических породах. Или получить нагреванием желтой охры. Этот пигмент хорошо смешивается с другими, образуя большую гамму натуральных оттенков. |
4 |
Натуральная охра |
Fe2O3∙nH2O |
Желтый |
В зависимости от количества и формы содержания в них соединений железа охры имеют тот или иной цвет. |
5 |
Сиена жженная |
Fe2O3 с примесями MnO2 и глины. |
Коричневый |
По представлениям специалистов классические сиены должны обладать рядом свойств:желто-коричневым тоном с теплым оттенком в полном тоне, сильными лессирующими свойствами и явным желтоватым тоном в разбеле с маслом. |
6 |
Умбра |
SiO2,Al2O3, Fe2O3, Mn2O3, CaO, H2O. |
От красно-коричневого до зеленовато-коричневого. |
Устойчива к действию света и щелочей. При пркаливании образуется жженная умбра – темно-коричневый пигмент разнообразных оттенков. |
7 |
Коричневая Ван Дейка, Кассельский коричневый |
Представляет собой углистое, гумусовое или бутуминозное вещество, пропитанное гидроокислами железа. |
Коричнево-черный цвет. |
Лессирует в масляной краске. При нагревании более 150°C меняет свойства. |
8 |
Синий кобальт |
CoO∙Al2O3 |
Чисто-синий цвет различных оттенков: от светло-голубого до темно-синего. |
Светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и смесях. |
9 |
Церелиум |
CoO+SnO2 Al2O3+MgO |
Зеленовато-голубой |
Устойчив к щелочам, свету, атмосфере, температуре (до 1250°C), при нагревании растворяется в кислотах. |
10 |
Зеленый хромовый |
Cr2O3 |
Оливково-зеленый |
Отличающие свойства – огнеупорность, прочность цвета, на который не действуют ни щелочи, ни кислоты. |
11 |
Цинковые белила |
Безводная окись цинка |
Белый |
Медленно высыхают, образуют хрупкий, склонный к растрескиванию слой, обладают способность притягивать и удерживать влагу из воздуха. |
12 |
Титановые белила |
Диоксид титана (TiO2) |
Белый |
Высокая укрывистость, стойкость к атмосферным агентам, высокая светостойкость. |
Соли | ||||
13 |
Мел |
Основу химического состава мела составляет карбанат кальця с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутсвует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. |
Белый |
Мягкий и рассыпчатый. Его элементы относятся к семейству щелочноземельных металлов. |
14 |
Гипс |
CaSO4∙2H2O |
Белый |
Мало растворимая, кристаллизованная серно-известковая соль. |
15 |
Свинцовые белила |
Сложное соединение свинца (водная окись углекислого свинца). |
Белый |
Свинцовые белила хорошо стираются с маслом, быстро высыхают и способствуют более скорому просыханию смешанных с ними красок, так как обладают свойствами сиккатива. Недостаток – высыхая с маслом, несколько желтеют. |
16 |
Белила баритовые |
Сернокислый барий |
Белый |
Применяются в качестве примеси, для удешевления более ценных свинцовых, цинковых и титановых; сами по себе не употребляются, так как мало укрывисты. |
17 |
Цинковый желтый |
ZnCrO4 |
Желтый |
Отчасти растворима в холодной воде, что не безразлично для водяной живописи. |
18 |
Баритовый желтый |
BaCrO4 |
Желтый |
В смеси с другими красками стоек, однако кроющая способность его так мала, что он не имеет никакого значения для масляной живописи. |
19 |
Азурит |
2CuCO3∙Cu(OH)2 |
Синий |
Имеет очень слабую кровельную способность, не интенсивна, годен только для клеевых красок, чувствителен к сернистым испарениям, от которых быстро получается грязный оттенок. |
20 |
Берлинская лазурь |
Является по своему составу соединением, получаемым из железисто-синеродистого калия и железного купороса. |
Темно-синий |
Светоустойчив, но его не следует смешивать с цинковыми белилами, так как от этого он обесцвечивается. Не рекомендуется сочетания с желтыми и красными кадмиями, окисью хрома, изумрудной зеленой, охрами и жженной сиеной, так как эти смеси способны к потемнению. |
21 |
Вивианит |
Fe3(PO4)2∙8H2O |
Слабо-зеленый |
Хорошо смешивается с маслом, клеем и эмульсиями и быстро сохнет. Боится щелочей и, в особенности, извести и всех веществ ее содержащих; быстро выцветает. |
22 |
Швейнфуртская зелень |
Cu(CH3COO)2∙ ∙3Cu(AsO2)2 |
Зеленый |
Является наиболее ценным из всех зеленых пигментов. В смеси с кадмием в самое короткое время обращается в черную краску. |
23 |
Малахит |
Cu(CO3)2∙Cu(OH)2 |
От светло-зеленого до темно-зеленого |
При нагревании малахит теряет воду и разрушается, становясь черным. При взаимодействии с соляной кислотой растворяется с выделением углекислого газа. |
24 |
Ярь-медянка |
Пигмент на основе уксуснокислой меди |
Ярко-зеленый |
Употребляется не в чистом виде, а всегда в смеси со свинцовыми белилами и дает чрезвычайно прочную окраску, так как химически соединяется с олифой. |
25 |
Темный кобальт |
Co3(PO4)2 |
фиолетовый |
Хорошо смешивается с маслом. Этот пигмент светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях, за исключением смеси с желтым и красным кадмием, в соединении с которыми он чернеет. |
Похожие статьи:
Место проведения досуга детей
Начать подготовку к организации детского досуга рекомендуется с поиска места проведения. Важен индивидуальный подход к пожеланиям ребенка. Как бы хорошо вы не изучили его интересы и предпочтения, все же стоит поинтересоваться, что именно ребенок хотел бы видеть на своем празднике: ростовых кукол, к ...
Эхолалия
Известно, что в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Функции этого подражания, впрочем, трудно определить в одной формуле. В аспекте поведения подражание есть идеомоторное приноравливание за счет которог ...
Диагностика и коррекция адаптации младшего школьника
Методика Керна-Йирасека: "Ориентировочный тест школьной зрелости". Тест Керна-Йирасека впервые на русском языке был опубликован еще в 1978 году, однако в школьную практику вошел только в конце восьмидесятых годов, когда его стали перепечатывать (часто с искажениями и сокращениями) во мног ...