Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива

Педагогика и воспитание » Теория детского коллектива в трудах А.С. Макаренко » Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива

Страница 3

Важнейшим признаком организованного педагогического коллектива является его единство "Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемым хорошим мастером - руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом".

Если в школе есть коллектив таких педагогов, для которых успех всей школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором мете и затем уже на третьем месте его личный успех как педагога, то в таком коллективе будет настоящая воспитательная работа.

Но для того чтобы коллектив педагогов мог работать по единому плану, едиными методами, иметь общую цель и перспективы необходимо единоличное руководство, "педагогический центр", который направляет, координирует и проверяет работу каждого из педагогов. Таким центром, указал А.С. Макаренко, в школе может быть только директор, являющийся уполномоченным государства, руководителем и вместе с тем уполномоченным педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельность Макаренко проходит идея гармонического сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве. Для того чтобы осуществить такое единоличие, директор должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной работы. "Наши директора, - указывал Макаренко, - непомерно много уделяют внимания хозяйству, а между тем директор должен быть, прежде всего, воспитателем школы".

Известно, каким строгим, порой суровым бывал А.С. Макаренко. Вместе с тем, когда обсуждалась его педагогическая линия, намечались планы, подводились итоги - словом, во всех случаях коллективного обмена мнениями, он буквально ловил всякое дельное предложение, интересную мысль, горячо ее поддерживал, даже если она противоречила его собственной.

Особый смысл приобретает вопрос о составе педагогического коллектива, его комплектование. "Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно". Педагогический коллектив не должен быть односторонним, он должен состоять из различных людей, различных по опыту, по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил А.С. Макаренко, что "нужно разрешить вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом коллективе . сколько должно быть из педагогов людей веселых и сколько угрюмых". Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств воплощено в педагогическом коллективе, чем он разностороннее, богаче и жизнеспособнее, тем больше у него возможностей быть настоящим руководителем детского воспитательного коллектива.

Большое внимание уделял Макаренко вопросу о стаже педагогического коллектива. Педагогический коллектив, чтобы быть сильным и опытным руководителем воспитанников, должен накопить опыт коллективной работы в конкретных условиях, определенный минимальный "срок жизни". "Если у нас в коммуне, - говорил он, живет энное количество коммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5 лет, то и средний срок пребывания одного воспитателя в коммуне не может быть меньше 5 лет. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет, слаб".

Большое значение придает А.С. Макаренко морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но качества личности, характер педагога является "инструментом" воспитательной работы. Только характер сможет сделать характер, говорил еще К.Д.Ушинский, а Макаренко подчеркивал, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Определение понятия «творчество» и «творческие способности»
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворну ...

Физико-математическая школа Томского государственного университета
Цель создания ТФМШ – отбор и воспитание талантливой учащейся молодежи путем обучения и привлечения их к участию в научной деятельности. Основными направлениями работы школы являлись и остаются на настоящем этапе развития школы: - профильное углубленное обучение школьников 8-11-х классов; - научно-и ...

Возрастные особенности младшего школьника
Учащиеся начальных классов, то есть дети младшего школьного возраста, очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении - сосредоточенные и отвлекающиеся, быстросхватывающие и тугодумы. Они собрались из самых разных семей - более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые, заласканн ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru