Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.
Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.
Таким образом, в зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;
ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Так, например, Эмиль Дюркгейм написал работу «Самоубийство» (1897), ставшую классическим произведением в этой области.
Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них:
биологические - своеобразие внешнего вида человека предопределяет его склонность к правонарушению (Ч. Ломброзо, Шелдон);
психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (3. Фрейд);
социологические - девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и др. (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.).
Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и психологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельствуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало, может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквентное) поведение.
В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопсихологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, потребности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответствующие им (негативной направленности и отрицательным привычкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.
Таким образом, нами были рассмотрены теории девиаций:
- биологические - своеобразие внешнего вида человека предопределяет его склонность к правонарушению (Ч. Ломброзо, Шелдон);
психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (3. Фрейд);
социологические - девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и др. (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.), а также охарактеризованы виды девиаций: девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Проделанный теоретический анализ научной литературы убедил нас в том, что существуют глубокие различия между многими биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации.
Похожие статьи:
Использование методов стимулирования в современной школе
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организованных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а так же воспитания ...
Методы и способы развития творческих способностей
через кружковую работу
Кружковая деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятел ...
Методика развития скоростных способностей у младших
школьников
П.Н. Казаков отмечает, что задачи физической подготовки состоят прежде всего в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по ...