Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.
Игра «Из чего сделан»
Игра проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.
Например: Вилка из металла – металлическая
Стакан из стекла –
Ваза из хрусталя –
Шапка из меха –
Игрушка из пластмасса –
Стул из дерева – и т.д.
Игра «Котенок»
Логопед показывает детям игрушечного котенка и говорит: « К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Логопед прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят:» Котенок на стуле», «Котек в шкафу», и т.д. Затем логопед тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребенку. После того, как он выполнит задание, логопед спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространненого предложения.
Игра «Где стоит машина»
Логопед выставляет на фланелеграф картинки. Детям предлагается ответить на вопросы.
- На какой по счету картинке можно сказать про машину, что она стоит перед домом (проезжает между домами и т.д.)?
- Назовите маленькие слова ( предлоги) в данных предложениях.
- Соедините слова в предложении маленьким словом.
например: Машина подъехала… гаражу, машина отъехала…гаража, машина едет…гараж и т.д.
Игра «Скажи правильно»
Ребенок предлагается самостоятельно отобрать слова с любыми уменьшительным суффиксом
Большой ключ, а маленький…
большой петух, а маленький…
большой зеркало, а маленькое…
большая ваза, а маленькая…
большой пень, а маленький…
большое платье, а маленькое…
большое перо, а маленькое и т.д.
Игра « Закончи предложение»
Подобрать данным существительным подходящие по слыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.
Например: Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.
Мальчик по дороге бежит, в дом… , а из дома … .
Машина по дороге едет, во двор…, а из гаража … .
Птица летит, в окно… , а из окна… .
Змея ползет, а в палатку …, а из палатки … .
Приложение № 2
Перспективный план по обучению грамоте детей с ОНР подготовительной группы
Форма проведения занятий предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.
Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.
У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. Этот материал представлен в каждом конспекте.
Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр и пр.
Структура занятий
Артикуляционная гимнастика или разминка
Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого формата и магнитной азбукой
Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры
Физкультминутка
Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками и пр.)
Всевозможные игры и упражнения
Итоги
Тема I: Гласный звук А, буква «А, а»
Цель: Знакомство со звуком и буквой А, определение места звука в словах «аист», «астра», «луна», «мак». Деление слов на слоги, условное обозначение слога. Игровая ситуация «покажи букву»
Игра: «Покажи букву»
У каждого ребенка в руке буква А. Логопед показывает карточку или предметные картинки по любым темам: «дикие животные», «рыбы», «транспорт» и так далее.
Дети поднимают карточу с буквой А, если слышат этот звук в словах. Интонационно звук выделяется.
Предложить 2-3 слова, в которых нет звука А.
Тема II: Гласный звук У, буква «У, у»
Цель: Знакомство со звуком и буквой У, определение места звука в словах «утка», «арбуз», «кенгуру». Определение количества слогов в словах. Игра «телеграф»
Игра: «Телеграф»
Логопед произносит одно-, двухсложные слова, например, «дом», «сад», «лед», «мама» и так далее, а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове – «передает дальше слово по телеграфу» (и так далее цепочкой).
Похожие статьи:
Домашнее задание –как проблема
Как часто вечером в семьях можно услышать вопрос: «Ты сделал уроки?» Нередко домашние задания становятся темой родительского собрания, визита родителей в школу. Некоторые родители жалуются, что их дети делают уроки по 3–4 часа, а некоторые возмущаются, что задают мало или домашнее задание – чистейш ...
Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Коррекционно-логопедическая работа проводилась с детьми систематически и поэтапно. В начале учебного года в речи детей наблюдались бедность языка, нарушался порядок слов в предложении. Имелись нарушения связности повествования. Наблюдался пропуск слов при рассказывании. Для оценки эффективности кор ...
Методы и способы развития творческих способностей
через кружковую работу
Кружковая деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятел ...