Поскольку дети с нарушениями речи овладевают системой языка медленно и своеобразно, то важной задачей является выявление особенностей словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР.
Проведённый анализ по проблеме формирования навыков словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня позволяет утверждать, что овладение словообразованием у них находится на низком для этого возраста уровне.
Дети хорошо понимают и образуют только те слова, которые часто встречаются в речевой практике.
Типология словообразовательных ошибок указывает на трудности, возникающие у дошкольников с ОНР как на этапе восприятия речи, так и на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы. Это позволяет сделать вывод о существенном снижении возможностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Такое отставание существенно тормозит становление не только лексической системы языка, но всего словообразовательного уровня языковой способности и речевого развития в целом.
Низкая степень овладения семантикой производных слов, а также способами и средствами их образования позволяет сделать вывод о том, что отставание касается не только развития устной речи дошкольников с ОНР, её лексической стороны, но и в будущем усвоения школьной программы, овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками.
В связи с выявленными особенностями формирования процессов словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня важным и значимым является своевременная организация коррекционно-логопедической работы.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод, что овладение словообразованием дошкольниками с ОНР находится на гораздо низшем уровне, чем у нормально развивающихся сверстников. Дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в словообразовании.
Похожие статьи:
Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...
Системный анализ личностного развития и особенности
его диагностики
Претендуя на разработку педагогических основ личностно-ориентированного обучения, мы не должны были бы отделять даже в целях теоретического анализа интеллектуальную сферу от собственно личностной. Изначально должна была бы быть выбрана иная методология. И если мы все-таки воспроизвели традиционный ...
Физическое воспитание учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья
Физическое воспитание для учащихся с отклонением в состоянии здоровья является обязательной дисциплиной. Оно обеспечивает общее физкультурное образование, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. Для проведения занятий по физическому воспитанию учащиеся с отклонениями зд ...