Методика коллективной работы при изучении синтаксиса простого предложения на уроках русского языка в 8 классе как средство развития социальной компетенции

Педагогика и воспитание » Методика коллективной работы при изучении синтаксиса простого предложения на уроках русского языка в 8 классе как средство развития социальной компетенции

В последнее время в педагогику прочно входит новое понятие – компетентность. Оно стало довольно часто появляться в печати, в выступлениях учителей на педсоветах.

В концепции модернизации образования заявлено: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Основным результатом деятельности общеобразовательных учреждений должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

В Государственном образовательном стандарте (национально-региональном компоненте) целевыми приоритетами региональной образовательной политики обозначено достижение социальной компетенции обучающихся.

Таким образом, мы выходим на специальную терминологическую конструкцию «образовательная компетенция». Это уровень развития личности учащихся, связанный с качественным освоением содержания образования. Состав этой образовательной компетенции конкретизируется в «Обязательном минимуме содержания образовательных программ», а так же в «Требованиях к уровню подготовки выпускников».

Социальная компетенция, как одна из базовых составляющих образовательной компетенции, прописана в пояснительной записке к программе по русскому языку для учебников 5-9 классов под редакцией М.Т. Баранова: «Специальной целью преподавания русского языка является формирование языковой, лингвистической и социальной компетенции.

В настоящее время русский язык является не только учебной дисциплиной, но и важнейшим средством коммуникации и целостного развития личности. В Государственном образовательном стандарте образовательно-воспитательное значение предмета определяется социальными функциями русского языка, является средством общения и воздействия, познания действительности, хранения и усвоения знаний, приобщение к национальной культуре русского народа. Без знания языка невозможна социализация личности. Следовательно, познание языка создает условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности ребенка, подготовки его к активному, деятельному участию в общественной жизни страны.

Образовательная компетенция является следствием личностно-ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащихся и формируется только в процессе выполнения ими определенного комплекса действий. Поэтому для формирования образовательных компетенций необходима выработка специальных методик, позволяющих перевести набор знаний, умений и навыков в «живое» знание, принадлежащее конкретному ученику. Проблема состоит в том, что такие методики мало популяризированы, и поэтому редко используются в практике учителей.

Наша работа – попытка представить опыт отечественных педагогов В.В. Архиповой и В.К. Дьяченко, которые разработали новый методический подход в обучении русскому языку. Это методика коллективного способа обучения и методики коллективной работы, которые создают условия не только для накопления учащимися знаний, умений и навыков, но и для реализации его социального опыта.

Таким образом, тема нашего проекта: «Методика коллективной работы при изучении синтаксиса простого предложения на уроках русского языка как средство развития социальной компетенции».

Проектная область работы – методика преподавания русского языка.

Объект – процесс развития социальной компетенции.

Предмет – методика коллективной работы при изучении синтаксиса простого предложения на уроках русского языка в 8 классе.

Цель – опытно-практическим путем выяснить влияние методики коллективной работы на уровень развития социальной компетенции у учащихся 8 класса при изучении синтаксиса простого предложения.

В основу исследования легла гипотеза: если при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе использовать методику коллективной работы, то социальная компетенция учащихся будет повышаться.

Для реализации цели данного исследования необходимо решить следующие задачи:

I. Теоретические:

Изучить нормативно-правовую, психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по данной проблеме и сформулировать методологический аппарат исследования;

Рассмотреть проблему развития социальной компетенции в современном образовательном процессе и изучить аспекты разработки данной проблемы в теории и практике современной школы;

Описать эффективные методы и приемы развития социальной компетенции;

Дать лингвистическое и методическое обоснование изучения синтаксиса простого предложения в 8 классе.

II. Практические:

Разработать программу экспериментального исследования;

Разработать дидактический материал для коллективной работы при изучении синтаксиса простого предложения на уроках русского языка в 8 классе;

Спроектировать фрагменты уроков с использованием методики коллективной работы, влияющей на развитие социальной компетенции учащихся 8 класса;

Определить методы диагностики социальной компетенции учащихся в условиях современного образования;

Апробировать данный проект в рамках педагогической практики на основе экспериментального исследования.

В работе мы опирались на труды отечественных методистов, авторов методик коллективной работы, Дьяченко В.К., Архиповой В.В., Смирновой О.Л. и др., а также на труды лингвистов Дибровой Е.И., Зарянова Ф.В.; монографии Лукьянова И.И., Жукова Ю.М., и т.д.

коллективный социальная компетенция учащийся

Похожие статьи:

Методика коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В данном параграфе описывается методика коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). В работе с данной категорией детей главными задачами являются: -совершенствование связной речи; -обогащение и уточнение словаря; -прак ...

Краткая характеристика детей младшего школьного возраста
«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...

Профессиональная Я-концепция педагога
В психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Возможны и более частные ее виды, на­пример, профессиональная Я-концепция личности или Я - профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной. Несмотря на очевидную ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru