Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд – яркое искусство самовыражения.
Основные точки соприкосновения педагогической «техники» с «техникой» актерского искусства и режиссуры – это: во-первых, опора на общие принципы деятельности. Как известно, система К.С. Станиславского состоит из следующих компонентов: принципы эстетики театра, учение об этике актера и актерская техника как владение выразительностью действий. В деятельности учителя также органично сочетаются эстетика-этика-техника. Выполнение учителем своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его нравственностью и поведением, с его бережным отношением к своей душе и душам детей и с его постоянной работой над своей техникой, развитием и совершенствованием; во-вторых, употребление в педагогической сфере терминов из области театрального искусства. В драматургии урока, соединяющей законы педагогики и сцены, постигается смысл «экспозиции», «завязки», «кульминации», «интриги». Если одного из этих составляющих нет, потенциал поля напряжения на уроке падает, а с ним и интерес к уроку, в итоге – к предмету; в-третьих, использование адаптированных к учительской деятельности упражнений из области театральной педагогики для развития способности восприятия и выражения особенностей человеческого поведения и вариативности в общении.
Для более четкого представления о том, развитию каких способностей будущих педагогов может помочь изучение основ педагогического артистизма, рассмотрим существенные характеристики деятельности учителя, сближающие ее с актерской, и требования, предъявляемые учителю (табл. 1).
Таблица 1 – Особенности учительской деятельности
Деятельность учителя |
Требования к учителю |
Способности, необходимые для деятельности |
Триединство творца, материала и инструмента в одной личности |
Связь внутренних и внешних проявлений личности; стабильность творческой формы |
Способность находить резервы для поддержания творческой формы в рабочем состоянии, обладание знанием собственных потенциальных возможностей и путей их развития |
Публичность и заданность творчества (регламентация во времени) |
Оперативность в создании творческого самочувствия; противостояние стрессу; «владение» вдохновением |
Быстрая реакция, развитая воля; способность к продолжительной и продуктивной деятельности в условиях эмоционального напряжения; способность к рефлексии |
Коллективный характер деятельности |
Необходимость сделать ученика сотворцом, соучастником урока, равноправным собеседником учителя |
Способность к эмпатии; заразительность, способность к перевоплощению, фасилитаторские способности (облегчение взаимодействия педагога и ученика); способность к написанию «партитуры произведения», осуществлению трансляции своего замысла, к передаче мотивационно-ценностного отношения к сообщаемому, к изменению темпоритма урока; образное мышление |
Оценивание окружающими внутренних и внешних проявлений личности даже за пределами деятельности |
Высокий уровень самосознания, рефлексии; физической, психической и социальной культуры. Осознание ответственности за свои действия и слова. Внутренняя готовность к ситуации постоянного контроля со стороны окружающих |
Способность к самосовершенствованию, непрерывному повышению квалификации, необходимым внутренним «перестройкам»; постановке и решению сверхзадачи своих действий |
Похожие статьи:
Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у
младших школьников
На данном этапе мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе, но поменяли их содержание. Данные контрольного этапа отражены в таблице 2 Уровни читательских умений на контрольном этапе. Таблица 2 Экспериментальная группа Высокий Выше среднего Средний Низкий Чел. % Чел. % Чел. % Чел. ...
Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Из положения о том, что воспитательный коллектив есть педагогически целесообразная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна быть организована, каким содержанием насыщена. Ставя своей задачей воспитать в ребенке определенные знания, навыки, убеждения, привычки, т.е. определенные черты ...
Коллективный монолог
Это наиболее социальная форма из эгоцентрических разновидностей языка ребенка, потому что к удовольствию разговаривать она прибавляет еще удовольствие произносить монолог перед другими и этим привлекать — или полагать, что привлекаешь, — их интерес к его собственному действию или к собственной мысл ...