В последнее время образование в Украине, которое вовлечено в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьёзные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Например, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные типы образовательных учреждений (гимназии, лицеи, учебно-воспитательные комплексы), появилась возможность в определённых рамках менять содержание обучения, спектр учебных пособий в каждой образовательной области позволяет выбирать их в связи с тем или иным подходом к овладению знаниями.
Вместе с тем существует один аспект в системе образования, которого современные изменения коснулись незначительно. Это ведущая организационная форма учебной деятельности – урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Урок не претерпел по своим структурным и организационным позициям таких кардинальных изменений, как, скажем, типы образовательных учреждений, экономическая основа организации обучения и т.д. Вернее сказать: он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких движений. Это вполне закономерно. Урок – это основополагающий элемент образовательной системы. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного современного урока. Существует мнение, что урок изжил себя, что необходимы другие организационные формы, например, система дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций. На мой взгляд, даже эта современная форма сегодня не в состоянии полностью заменить живое общение учащихся с учителем и друг с другом. Ведь при проведении урока ученики должны видеть глаза учителя, а учитель, в свою очередь, хочет видеть «горящие», заинтересованные глаза своих учеников. Основополагающим условием качественного современного урока является выполнение учителем основной функции – быть стимулирующим началом в развитии личности каждого ученика, дать знания, которыми бы он мог оперировать в дальнейшей жизни, способствовать формированию личности учащегося, его умственной и моральной культуры. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, – как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
В ряде методических пособий отмечается, что:
1. Урок – это занятие, которое учитель ведёт с классом в школе. Они имеют одинаковую продолжительность, проводятся по расписанию и в сумме должны исчерпывать изучение программы.
2. Урок – часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его формой.
В школьном уроке отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную чёткость и непрерывность учебной работы. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Заслуга разработки важнейших вопросов классно-урочной системы обучения принадлежит великому чешскому учёному-педагогу Я. Коменскому, автору "Великой дидактики" и "Законов благоустроенной школы". Подвергнув критике индивидуальный порядок обучения, он разработал новую систему обучения и сформировал ряд правил, которые используются и в настоящее время: учащиеся принимаются в учебное заведение один раз в году; делятся на классы с постоянным составом; классные занятия должны проводиться ежедневно по 4-6 часов с перерывами между ними; каждый урок должен иметь свою задачу, начинаться и заканчиваться в одно и то же время; учитель должен работать со всем классом. Достоинствами классно-урочной системы как формы обучения являются чёткая упорядоченность учебного процесса, эмоциональное воздействие личности преподавателя на обучаемого, своеобразное соревнование учащихся на уроке, относительно непрерывное руководство учебной деятельностью обучаемых, сочетание изложения нового материала с самостоятельной работой обучаемых. Недостатки урока как организационной формы обучения следующие: невозможность сообщать учащимся одновременно разное содержание, то есть осуществлять рассмотрение нескольких тем, равнение на среднего ученика, затруднённость индивидуального подхода, ограниченные возможности для установки обратной связи.
Похожие статьи:
Использование деятельностного метода в обучении
младших школьников математике
Практическая адаптация новой дидактической системы требует обновления традиционных форм и методов обучения, разработки нового содержания образования. Действительно, включение учащихся в деятельность — основной вид освоения знаний в деятельностном подходе — не заложено в технологию объяснительно-и ...
Характеристика внеклассной деятельности подростков
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного про ...
Графика в изобразительной деятельности младших школьников
В программе Шпикаловой Т.Я., которая будет рассмотрена, главная особенность – интегрированный курс изобразительного искусства и технологии. Для этих предметов создана единая программа и параллельное планирование. Тема «Графика» изучается в 4 классе. Задачи программы по овладению графическими техник ...