Определение дидактики. Задачи и основы дидактики

Педагогика и воспитание » Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения » Определение дидактики. Задачи и основы дидактики

Страница 1

В современном, полном контрастов и противоречий мире про­исходят значительные изменения и преобразования, которые от­ражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути разви­тия в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как при­родного, так и социального характера. Третье тысячелетие выде­ляет образование в качестве одной из самых обширных сфер чело­веческой деятельности, так как в нем задействовано более мил­лиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повы­шение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвяза­но с определением новых парадигм будущего общества.

Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли ре­конструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуаль­но-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенство­вание, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Имен­но благодаря образованию и целенаправленному обучению про­исходит формирование человеческой личности, ее духовно-цен­ностных ориентации.

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, иссле­дующей принципы, ценности, закономерности функционирова­ния и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как яв­лений объективной педагогической реальности, где обучение вы­ступает в качестве образовательного средства.

Для разработки собственно дидактической методологии наи­большую значимость приобретает общенаучный уровень, кото­рый связан с интеграцией дидактики в систему смежных дисцип­лин (философских, социальных, культурологических, естествен­но-научных, исторических) и использованием свойственных им методологических оснований и собственно методов эксперимен­тального исследования. В данном контексте исходным положени­ем для дидактики становится психологическая теория познания, определяющая закономерности учебно-познавательной деятель­ности и пути руководства ею. Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образователь­ного содержания в области проявления социальных законов.

В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоя­тельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспита­ния не существуют. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «ди­дактика».

Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Андреев В. И. считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компью­терного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в послед­ние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводит­ся мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обуче­ния, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Воспитание и обучение детей в России до 19 в
Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах. Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, в ...

Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности
Как установил Л.С.Выготский, зачатки произвольного внимания возникают у ребенка в раннем детстве. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, схватывая предмет. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. А.Р.Лурия писал, ...

Трудности аудирования и пути их преодоления
Общеизвестно, что слушание иностранной речи – это нелёгкое занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Проблема состоит в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, выбор языковых средств, которыми пользуется гов ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru