На основе предложенной классификации можно выделить два аспекта операционализации проектирования педагогической технологии. Первый из них может быть представлен в следующей ориентировке;
а)"структурно-ориентированная" организация предметного знания предполагает акцент на основах концептуальных построений учебного предмета при отборе учебного материала; на алгоритмах действия при знакомстве учеников с ним и отработке ими "навыков" предметно-специфического мышления;
б)"позиционно-ориентированная" организация предполагает акцент на феноменологии предмета и языках его описания при отборе содержания обучения, на ориентировочных Предметно-смысловых схемах при знакомстве учеников с содержанием и отработке умений "конфигураторного" типа;
в)"смысло-ориентированная" организация - при отборе содержания обучения ориентированного на вписывание личности в национальный и мировой культурный процесс; при знакомстве учеников с выделенным содержанием и "движении в предмете" - на создание ситуаций психологически адекватных их возможностям "опознания" себя в материале и формирование у них умений выражать себя.
Второй аспект проблемы разработки технологии личностно-ориентированного обучения может быть представлен ситуацией выбора средств "специфического" обеспечения обучения с ориентацией на параметры личностного развития. Подобный выбор может осуществляться с использованием следующей таблицы:
Параметры личностного развития |
Группы учебных предметов | ||
структурнориентир. |
позиционно-ориентир. |
смысло-ориентир. | |
мотивация |
познават. интерес |
точка зрения |
ценности этические и эстетические |
рефлексия |
основания рассуждений |
сравнение позиций |
выражение "Я" |
самостоятельность |
аргументац. высказывай. |
умение слушать |
разнообразие выражения |
эмоции |
истина |
уважение позиции |
красота |
Предложенная краткая интерпретация классификации учебных дисциплин позволяет предложить вариант психолого-дидактического анализа их предметно-методической презентации, которая по нашей схеме проектирования педагогической технологии составляет ее необходимый этап. Для наглядности нашего подхода в решении данного вопроса воспользуемся таблицей.
Содержательно методические аспекты |
Типы учебных дисциплин | ||
организации обучения |
структурно-ориентирован. |
позиционно-ориентирован. |
смысло-ориентирован. |
1. Содержание | |||
1.1 Уровень общности научных понятий |
всеобщее |
общее |
единичное |
1.2 Соотношение предметно-спец., общелогического и предметно-личностного |
предметно-спе-цифич. = общелогическому предметно-личностного |
предметно-специфич. == общелогическому = предметно-личностного |
предметно-спе-цифич. = предметно-личностному общелогического |
1.3 Проблемность |
"операционная" эвристики алго - твор-ритм чество |
"организационная" конформизм конф - кон- ликт сенсус |
"смысловая" знак термин символ |
2. формы и методы | |||
2.1, Акценты и спец. упражнения |
логика |
социально-психологический тренинг |
тренинг личностного роста |
2.2 Характер управления |
формирование |
ориентирование |
стимулирование |
2.3 Самостоятельность |
"квазиисследование |
"кооперация" позиций, полей |
самовыражение |
2.4 Характер объяснений |
индукция-дедукция |
создание условий для смены позиции, точки зрения . |
создание условий для вчувствования, эмпатии, сопереживания |
2.5 Специфика презентации учебного материала |
наглядно-образная |
наглядно-действенная |
образно-действенная |
2.6 "Базовая технология |
задачная |
коммуникативная |
личностного роста |
3. Контроль |
умений, навыков, способности объяснить |
Умений, навыков, способности толковать |
Умений, навыков, способности понимать |
Похожие статьи:
Виды игр, используемые на занятиях, методика их проведения
Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, на каждом кружковом занятии я стараюсь использовать что-то новое или уже хорошо забыто старое, а также применять игры наиболее полюбившиеся детям. Существует бо ...
Педагогико-теоретические основы экологического образования и
воспитания
В своей статье «Экология личности» Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия «экология личности и культуры общества», которое может быть распространено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная ана ...
Пересказ как средство развития речи на уроках чтения
Под пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим. Пересказ рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их воображение и чувство. Существенной особенностью рассказыв ...