Более сложным видом тропа является эпитет. Подобно грамматическому определению эпитет при существительном выражается преимущественно прилагательным (пустынные леса, прохладный мрак) при глаголе и прилагательном (горячо любить – горячая любовь). В широком смысле эпитетом является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее так или иначе какое-либо понятие.
Эпитет индивидуализирует явление, выделяет в нем те признаки, которые кажутся писателю важными и значительными на основе его представления об этом явлении. Возьмем описание Саши у Н. Некрасова («Саша»).
Реет румянец и ярче и краше…
Мило и молодо дитятко ваше,-
Бегает живо, горит как алмаз,
Черный и влажный смеющийся глаз,
Щеки румяны, и полны, и смуглы,
Брови так тонки, а плечи так круглы…
Как видим, именно эпитеты в этом отрывке являются основными средствами индивидуализации персонажа.
Эпитеты могут быть постоянными и навсегда закрепленными за некоторыми словами или именами, например «Аполлон сребролукий» и тому подобное.
В поэтическом употреблении эпитет бывает весьма часто метафорическим. Отличается от обыкновенной метафоры тем, что в нем есть элемент сопоставления.
А.Н. Веселовский называет первый род эпитета – тавтологический: солнце красное, белый свет и другие. Второй отдел по Веселовскому составляют эпитеты пояснительные: в основе какой-нибудь один признак, либо 1) считающийся существительным в предмете, либо 2) характеризующий его по отношению к практической цели и идеальному совершенству. Здесь особое внимание принадлежит эпитету-метафоре и синкретическому эпитету.
Эпитет-метафора предполагает параллелизм впечатлений, их сравнение и логический вывод уравнения. Черная тоска, например, указывает на а) противоположение тьмы и света – и веселого и грустного настроения; б) на установление между ними параллели: света и веселья и т.д.; в) на обобщение эпитета световой категории в психологическое значение: черный как признак печали.
Развитие эпитета-метафоры объясняются те случаи, когда:
а) действие совершается при известном объекте, в пределах одного представления, либо его сопровождающее, переносится на него как действие. Ему свойственное, при большем или меньшем развитии олицетворения (глухое окно, лес глухой);
б) эпитет, характеризующий предмет, прилагается к его частям (Зеленая тишина);
Л.А. Озеров пишет: «Если метафора показывает силу воображения поэта, богатство его ассоциативных рядов, то эпитет обнажает глубину его мысли». Словесно-художественный образ – незаменимое средство, с помощью которого поэт создает в нашем сознании сложнейшие переживания, мысли, идеалы. Особенности поэтического произведения можно осмыслить лишь на основе единого идейно-художественного представления о нем. Ни один троп или словесный прием не выражает в непосредственной форме содержания, не имеет самостоятельного эстетического значения. Все художественно-изобразительные средства можно оценить только в их функциональной значимости.
Похожие статьи:
Проблема объективности оценки
результатов учебной деятельности студентов.
Шкалы в педагогических тестах
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности студентов выражаются в ее оценке. В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких-либо объектов или процессов. Оценить - значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к уче ...
Использование лабораторного эксперимента для активизации учащихся и
развития их творчества
Призванный утвердить физику как науку опытную, он выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков ...
Виды и основные свойства внимания
Рассмотрим классификацию видов и свойств внимания. Опыт показывает, что у человека есть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и независимо от стоящих перед человеком целей. Произвольное внимание всегда связано с наличием определенной цели и воле ...