Дидактическая единица состоит из одного или нескольких фреймов.
ФРЕЙМ – минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу.
Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, учитель должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации. Понятие фрейма подсказывает нам одно важное условие: минимизации предъявляемой информации. Новыми средствами обучения необходимо разумно пользоваться, чтобы умело создавать проблемные ситуации на уроке, предъявлять эпизоды урока ученикам как учебные задачи.
Цель обучения на уроке должна включать:
– четко очерченный круг деятельности: описание того, что обучаемый будет уметь делать после изучения данного дидактического материала;
– ясные условия, при которых должна осуществляться деятельность: связанные с этой деятельностью люди, учебное окружение, а также физические, социальные и психологические факторы;
– точные стандарты, которые должны соблюдать обучаемые: нормы времени, производительность, точность и т.п.
Следует особо отметить, что на первых уроках в компьютерном классе, желательно присутствие, особенно в течение первых 10-15 минут, учителя информатики или коллеги, знакомого со спецификой компьютерного класса. Практика показывает, что в классе будут возникать неполадки даже, если накануне вы всё проверили и убедились в полной исправности оборудования и программного обеспечения.
Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий.
На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
Отбор сетевых образовательных ресурсов для использования в очной системе обучения должно быть подчинено принципам:
– установления логических связей между элементами изучаемого явления, систематизации знаний (для этой цели можно использовать слайды Power Point, электронные графики, таблицы, мультимедиа, в зависимости от их дидактических функций в планируемом учебном процессе);
– наглядности - иллюстрации объяснений учителя, сообщений учащихся, в том числе и при защите проектов, в процессе демонстрации данных исследовательской деятельности (фрагменты сетевых ресурсов Интернета);
– компенсаторности - на предметах естественно-научного цикла в тех случаях, когда по тем или иным причинам нет возможности или нецелесообразно проводить лабораторные, практические работы на уроке, можно использовать виртуальные лабораторные и практические работы. Но для этого в УММ также должны быть предусмотрены соответствующие задания и указания адресов в Интернете или названия CD с соответствующими ресурсами;
– системности и систематичности - для проведения, например, проектной деятельности целесообразно воспользоваться возможностями (дидактическими свойствами) веб-квестов, которые позволяют представить работу над проектом в системе, проследить шаг за шагом индивидуальную и совместную деятельность участников проекта;
– создания положительного эмоционального фона как на уроке, чему весьма способствуют задания, направленные на выражение собственных, но аргументированных мнений по поводу обсуждаемой проблемы, формулируемые в уважительном тоне, который, естественно, выдерживается и в процессе реального учебного процесса.
Важность дидактической модели проведения урока с применением Интернет-технологий (модели урока и методика проведения урока) представляется важной для педагогов любых типов образовательных учреждений, но особую важность дидактическая модель представляет для сельских школ, для инновационных школ, для школ, реализующих предпрофильное и профильное обучение.
Похожие статьи:
Ориентиры организации и реализации авторской
педтехнологии
Особенности управления развитием личности учащихся осмыслялись педагогами в разных аспектах. И теоретики, и практики пытались найти "универсальный" алгоритм управления формированием внутреннего мира учащихся. Однако собрать воедино различные представления вряд ли было возможно из-за исход ...
Взаимодействия детского сада и семьи
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как: - доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы с ...
Содержание и задачи обучения в старшей группе
Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму ...