На изучение Дальнего Востока в 8 классе в курсе «Физическая география России» отводится всего 2 учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденный материал.
Эффективность организации учебно-воспитательной работы на уроке-путешествии во многом зависит от четкого его планирования, которое составляется, как правило, на основе анализа школьной программы учебных пособий, различных дополнительных материалов. Проведение такого урока требует соответствующей подготовки как учащихся, так и учителя, как правило, урок-путешествие начинается со вступительного слова учителя, подготавливающего учащихся к восприятию нового материала, следом вступают школьники.
Учитель на таком уроке выступает как организатор познавательной деятельности учащихся, как помощник и консультант. Центральное место на уроке-путешествии отводится применению знаний и умений школьников. Для урока характерно общение между учащимися в ходе учебной работы, организация коллективной учебной деятельности.
Для успешного проведения урока учитель дает классу опережающее задание и дополнительную литературу (примерно за 2 недели). Класс делится на 5 групп (каждая из них будет давать характеристику одной из пяти природных зон Дальнего Востока – Анадырско-Корякской области и хребет Джугджур, полуострова Камчатка, о. Сахалин и Курильских островов, Приморья и Приамурья), но обязательно так, чтобы в каждой группе был один из наиболее сильных по знанию учеников. Класс подготавливается и оформляется учителем во внеурочное время.
На уроке изучается природа Дальнего Востока при помощи произведений В.К. Арсеньева: особенности географического положения, строение земной коры, рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, растительность и животный мир.
Данный урок ставит перед собой цель познакомить учащихся с особенностями географического положения Дальнего Востока, его природы, при помощи сопоставления произведений В.К. Арсеньева и учебно-методической литературы осуществить межпредметные связи с художественной литературой, закрепить умения учащихся работать с картами различного содержания, сопоставлять их и устанавливать взаимосвязи между отдельными компонентами природы, продолжить развивать умение работать с дополнительной литературой, способствовать развитию самостоятельности, самоуправления, умения работать в группе, патриотических чувств учащихся.
На уроке при изучении материала используются исследовательский, иллюстративный методы, а также беседа.
Тип урока: Путешествие.
Оборудование: Карта «Азональные природные комплексы», карты России: физическая, тектоническая, климатическая, природных зон; атласы; стенд с иллюстрациями по теме «Дальний Восток» и с рисунками по сюжетам книг В.К. Арсеньева.
План урока
Этап урока |
Содержание |
Время |
Организационный момент |
Учитель называет тему урока. Оговаривает цели и задачи. Объясняет ход урока. |
1 мин |
Вступительное слово учителя |
Учитель дает краткое описание природы Дальнего Востока. Задает вопросы учащимся, опираясь на уже имеющиеся у них знания о природе России в целом, применяя эвристическую беседу. Учащиеся отвечают. Учитель переходит к рассмотрению отдельных природных комплексов Дальнего Востока. |
3–5 мин |
Выступление I группы: Анадырско-Корякская область и хр. Джугджур |
Проводник кратко описывает маршрут экспедиций Арсеньева по данному краю и показывает маршрут экспедиции по карте. Делают доклады: Геолог Климатолог Гидролог Биолог |
12–15 мин |
Выступление II группы: п-ов Камчатка |
Проводник кратко описывает маршрут экспедиций Арсеньева по данному краю и показывает маршрут экспедиции по карте. Делают доклады: Вулканолог Климатолог Гидролог Биолог |
12–15 мин |
Выступление III группы: остров Сахалин и Курильские острова |
Делают доклады: 1 геолог 2 геолог Учитель заканчивает первую часть занятия. |
5–7 мин |
Перемена | ||
Организационный момент |
Учитель продолжает занятие. Напоминает содержание первой его части. |
1 мин |
Продолжение выступления III группы |
Делают доклады: Климатолог Гидролог Биолог |
7–10 мин |
Выступление IV группы: Приморье |
Проводник кратко описывает маршрут экспедиций Арсеньева по данному краю и показывает маршрут экспедиции по карте. Делают доклады: Геолог Климатолог Гидролог Биолог Делает доклад эколог, обобщая все выше озвученные в докладах знания. |
12–15 мин |
Закрепление материала |
Учитель предлагает учащимся ответить на свои вопросы – таким образом, кратко повторить изученный материал. |
10 мин |
Подведение итогов урока |
Подводит итог занятия. Оценивает работу учащихся. В качестве домашнего задания предлагает в контурные карты нанести маршруты экспедиций В.К. Арсеньева по Дальнему Востоку. |
5 мин |
Похожие статьи:
Опытно-экспериментальное изучение повышения
методического мастерства учителя иностранного языка
Цель: выявить уровень методического мастерства учителей иностранного языка. В анкету вошли вопросы, касающиеся основных компонентов методического мастерства учителя иностранного языка, а именно способность анализировать, планировать и реализовывать собственную педагогическую деятельность в процессе ...
Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...
Сущность понятия «методическое мастерство»
«Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела». Прежде чем определить сущность понятия «методическое мастерство», необходимо рассмотреть его генезис. Для этого вначале объясним одну из составных частей, которая определена как методическая культура. “Осн ...