Афанасий посетил Баку, где на выходах нефтяных газов горели вечные огни, считавшиеся на востоке священными. Город был широко известен своими нефтяными маслами. Эти масла применялись в медицине, употреблялись для освещения, были предметом широкой торговли на востоке.
Путешествовал Афанасий не торопясь, иногда по месяцу жил в каком-нибудь селении, занимаясь торговлей.
В Ормузе, узнав, что оттуда вывозят в Индию лошадей, которые там «не родятся» и очень дорого ценятся, тверяк купил хорошего коня и отправился в Индию.
Дивится Никитин многочисленным индийским праздникам, на которые стекается видимо-невидимо богомольцев.
Есть также у Никитина пространная запись легенды о лесном царе обезьян – «князе обезьяньском», который в случае жалобы обезьян на людей посылает свою рать для наказания обидчиков. Откуда же появилась эта запись? В Индии обезьяны почитались священными животными, им приносили воды, вареный рис и другую еду; в честь обезьян в Индии строились даже храмы. Об «обезьяньском» царе сохранился цикл мифов, обработанный в героическом эпосе «Рамаяна», где царь обезьян Сугрив и его полководец Хануман являются союзниками и помощниками героя эпоса, царевича Рама.
Никитин очень близко познакомился с некоторыми индийскими семьями. Он сообщил им, что он не мусульманин, а христианин и зовут его «Офонасий» (Афанасий), а не Хозе Исуф Хоросани, как его здесь прозвали. Отмечает Никитин и рознь индусов и мусульман («с бесерменами не едят и не пьют» ), и различия в быте и пище отдельных каст.
Тверской купец наблюдателен. Так, описывая пищу, главным образом растительную (мяса крупного рогатого скота, по религиозным воззрениям, никто не ел, многие также не ели свинины и баранины), Никитин отмечает хороший обычай народа мыть перед едой ноги, руки и ополаскивать рот. «Едят два раза в день, а в воскресенье и понедельник только по одному» , отмечает он.
Истомившись в Индии, Никитин в конце 1473 (или 1471) года отправился в обратный путь, описанный им очень кратко. Но не дойдя до Смоленска Афанасий умер, а его рукописные тетради в Москву привезли купцы. Та м они попали к дьяку великого князя Василию Мамыреву. Тот сразу же понял, какую ценность они представляют – ведь до Никитина русские люди не были в Индии.
В XVI–XVII веках «Хожение…» неоднократно переписывалось: до нас дошли по крайней мере шесть списков. Но до XVII века нам неизвестны на Руси какие-либо новые попытки завязать непосредственную торговлю с Индией. Да и вряд ли тех русских, кто читал «Хожение…», могли побудить к путешествию в Индию слова правдивого Никитина, что там «на Русскую землю товара нет». Его путешествие с экономической точки зрения оказалось невыгодным предприятием. Но Никитин был первым европейцем, давшим вполне правдивое описание средневековой Индии, которую он обрисовал просто, реалистично, деловито, без прикрас. Своим подвигом он убедительно доказывает, что во второй половине XV века, за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие в эту страну из Европы мог совершить на свой страх и риск даже одинокий и бедный, но энергичный человек.
Использование материала в учебном процессе:
Материал о личности и маршрутах путешествий Афанасия Никитина можно использовать на уроках в курсах физической географии материков и океанов (7-й класс). Имя Афанасия Никитина упоминается в учебниках «География материков и океанов» В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева (тема «Как люди открывали и изучали Землю»), «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом – Земля» И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева (тема «Основные этапы накопления знаний о Земле») и «География. Материки, океаны и страны» Д.П. Финарова, С.В. Васильева, Е.Я. Черниховой (тема «Евразия»). Также некоторые сведения могут быть использованы при изучении стран Южной Азии в качестве этнографического материала.
Похожие статьи:
Сущность классного руководителя по организации деятельности самоопределения
школьников
Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе - это совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самооп ...
Методы стимулирования
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и ...
Принципы отбора и адаптации знаний о русских
исследователях-путешественниках к школьному курсу географии
Отбор и адаптация материала для формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии происходит в соответствии с основными принципами отбора содержания общего образования. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая за ...