Формирующий и контрольный этапы эксперимента

Страница 4

Рисунок 7 – Распределение характерных ошибок при выполнении методики «Графический диктант» у учащихся с ЗПР до и после формирующего эксперимента

Контрольный срез показал, что у детей значительно сократились специфические ошибки в «Графическом диктанте». Как видно из таблицы 10 и рисунка 7, выполнили методику на высоком уровне – 27 % детей (на констатирующем этапе – 0), на среднем – 53 % детей (60% было на констатирующем), а 20 % (40 % на констатирующем) на низком, что говорит о значительном сокращении специфических ошибок письма при выполнении детьми графических диктантов.

Таким образом, по результатам проведения контрольного эксперимента мы пришли к выводу, что только коррекция может способствовать сокращению количества специфических ошибок письма у младших школьников с ЗПР, но даже после коррекции еще остаются дети – ошибки которых, носят стойкий, частотный характер. Это говорит о том, что специфические ошибки письма у них одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций (слухомоторный, координацию) и познавательную деятельность.

Проведя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, мы поняли, что даже после коррекционного обучения сохраняется процент детей со стойкими, частотными специфическими ошибками, которым не достаточно обучаться по предложенной нами программе в ограниченный экспериментальный период. Им необходимо больше времени для коррекции. Поэтому с ними необходима дальнейшая работа.

Из проведенного исследования мы видим, что

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что характер ошибок, допускаемых при письме учащимися с ЗПР, показывает наиболее слабо усвоенные разделы программы. К их числу относится недостаточное овладение звуковым составом слова. Процесс фонематического анализа и синтеза у детей данной категории крайне не развит, что создает большие трудности на письме. Эти процессы приходится специально формировать, выстраивая систематическую работу по обучению. Эффективная коррекция нарушения письма у детей с ЗПР требует целенаправленных, постоянных коррекционно-развивающих занятий.

Следовательно, гипотеза о том, что своеобразие развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР обуславливает трудности в усвоении программы по родному языку и способствует проявлению специфических ошибок на письме, а своевременное выявление и учет характера специфических ошибок позволил эффективно построить коррекционную работу - подтверждена.

Итак, в данной работе исследован процесс письма у младших школьников с ЗПР. Описана структура дефекта при нарушении письма у детей с ЗПР, выявлены недостатки в развитии речевых и неречевых психических функций, которые наблюдаются у них при дисграфии. Описаны особенности письма младших школьников с ЗПР. Дан обзор основных дисграфических ошибок, с которыми сталкиваются учащиеся начальной школы с ЗПР в процессе обучения письму. Даны основные направления коррекционной работы с учащимися начальной школы. Коррекция письма должна осуществляться коллективом специалистов и носить комплексный характер.

Обучение письму – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается и сама возможность дальнейшего обучения. И если в целом большинство детей выполняют требования, предъявляемые программой по навыкам письма, то в последние годы неуклонно растет количество младших школьников с ЗПР. Иногда у таких детей наблюдается стойкое нарушение письма (дисграфия), выявляются многочисленные, нелепые ошибки. Наблюдения показывают, что у младших школьников с ЗПР отсутствуют школьные интересы, они не включаются в работу класса, не отвечают на вопросы учителя. Если же они включаются в работу, то прекращают ее, как только возникали затруднения. Дети не усваивают программный материал, не могут сосредоточиться на задании. Обстановка класса действует на них возбуждающе, и вместе с тем они быстро утомляются. Они не могут оценить выполненную работу, не обращают внимание на исправленные в тетради ошибки. У них не вырабатывается осознанное отношение к оценке учителя. Вместе с тем дети были более усидчивы и терпеливы в том случае, когда занимались интересующим их делом (рисование, лепка, слушание сказок), проявляли живой интерес к игре.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Развитие лексических умений посредством поэтического материала на уроке английского языка
В рамках современной лингвистики необходимо отметить, что язык по сути является иерархической структурой, состоящей из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы как: слова, фразеологические ...

Системный анализ личностного развития и особенности его диагностики
Претендуя на разработку педагогических основ личностно-ориентированного обучения, мы не должны были бы отделять даже в целях теоретического анализа интеллектуальную сферу от собственно личностной. Изначально должна была бы быть выбрана иная методология. И если мы все-таки воспроизвели традиционный ...

Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач
Педагогическая работа – одна из тех, которую можно назвать теорией в действии. Теоретические основы пед. деятельности – принципы, формы, методы обучения и воспитания не посвященному в практическую работу человеку кажутся отвлеченными абстракциями. Уровень обыденного педагогического сознания в работ ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru