Ответ учащихся: в ходе эволюции строение глаза усложнялось.
2. Строение глаза человека.
А теперь вспомним строение глаза человека. Кто расскажет строение глаза человека? Ответ учащихся:
3. Основные положения оптики. Повторение изученного материала.
Учитель физики: А теперь мы повторим основные положения геометрической оптики (фронтальный опрос)
1. Что называется линзой?
Ученик: Линзой (от лат. lens – чечевица) называется прозрачное (обычно стеклянное) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.
2. Какие вам известны виды линз?
Ученик: Различают выпуклые линзы, у которых середина толще, чем края, и вогнутые линзы, у которых середина тоньше, чем края.
3. Что такое главная оптическая ось линзы?
Ученик: Прямая, проходящая через центры С1 и С2 сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется главной оптической осью линзы.
4. Что называется фокусным расстоянием линзы?
Ученик: Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы
5. Что такое оптическая сила линзы?
Ученик: Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы:
.
6. Какая единица измерения оптической силы линзы?
Ученик: Единицей оптической силы в СИ является метр в минус первой степени (м -1). Иначе эта единица называется диоптрией (дптр). 1 дптр – это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.
7. У каких линз оптические силы линз отличаются знаком?
Ученик: У собирающих и рассеивающих линз оптические силы отличаются знаком. Собирающие линзы обладают действительным фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются положительными (F>0, D>0). Рассеивающие линзы обладают мнимым фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются отрицательными (F<0, D<0).
4. Построение изображений, даваемых линзой.
Изложение нового материала (построение лучей – слайды на интерактивной доске).
При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света, но и получать разнообразные изображения предметов.
Для построения изображения каждой точки достаточно двух лучей. Такими лучами являются:
луч, проходящий через центр линзы (при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления);
луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси (после преломления в линзе этот луч либо сам, если линза собирающая, либо своим продолжением в обратную сторону, если линза рассеивающая, проходит через главный фокус линзы).
В зависимости от расположения предмета относительно собирающей линзы на экране получаются различные изображения. Исследуем это явление, проведем лабораторную работу.
5. Лабораторная работа «Определение фокусного расстояния линзы. Получение изображений с помощью линзы».
Цель: при помощи линзы получить изображения, охарактеризовать их.
Оборудование: источник тока, лампочки на подставке, ключ, соединительные провода, экран, собирающие линзы, пластинка на которой сделана Г-образная прорезь, планшет.
Инструктаж по технике безопасности.
1.Расположив линзу между окном и экраном, получите на экране резкое изображение какого-либо удалённого предмета (окна кабинета, осветительной лампы).
2.Измерьте расстояние от линзы до полученного изображения. Это и есть фокусное расстояние линзы.
3. Источник располагаем от линзы на расстоянии большем, чем F, но меньшем, чем 2F. Получаем чёткое изображение. Каким получилось изображение?
Ученики: Изображение получилось увеличенное и перевернутое.
Вывод записывается в тетрадь (на доске построение изображения).
Учитель: Повторяем задание 1, но источник расположен на расстоянии меньшем, чем F. Получается ли изображение? Убираем экран и смотрим сквозь линзу. Изображение, которое вы видите, называется мнимым. Опишите его.
Ученики: Если посмотреть через линзу, то изображение получается прямое увеличенное (на доске построение изображения).
Учитель: Еще раз выполняем задание 1, но на этот раз располагают источник света на расстоянии большем, чем 2F. Получаем чёткое изображение. Опишите его.
Ученики: Изображение получилось уменьшенное и перевернутое.
Похожие статьи:
Определение личностно-ориентированного подхода
Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в учебное заведение приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу, работающему в коррекционных классах, в сво ...
Преподавание природоведения в 6 классе. Проведение бинарного урока в 6
классе
В 6 классе школы учащиеся работают по учебнику: Природоведение: учебник для 6 классов общеобразовательных заведений./В.Р.Ильченко, К.Ж.Гуз, Л.Н.Рыбалко – Полтава: Довкилля-К,2006. – 160с. В 6 классе учащиеся продолжают изучать живую и неживую природу, знакомятся с понятиями «система», экологическим ...
Домашнее задание тоже нужно планировать
На практике преобладает спонтанность, домашние задания не планируются, поэтому и задания все одинаковые. Но с другой стороны, иногда домашнее задание вытекает из проблемы, созданной на уроке, которую можно решить и дома. Необходимо корректировать планы в зависимости от ситуативных условий. Ориентир ...