Методическая служба – это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Методическая служба МДОУ в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования, призвана обеспечить:
достижение воспитанником установленных государством образовательных стандартов;
построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
адаптацию МДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
светскость образования.
Планирование методической работы в МДОУ осуществляется на аналитической основе:
анализ внешней среды МДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, городского уровней);
анализ состояния МДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Любое образовательное учреждение существует в одном из двух режимов: функционирования или развития.
Следовательно, в дошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.
Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.
Во всех случаях цель методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:
Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ
Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
Координация деятельности МДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
Координация деятельности МДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и МДОУ в целом.
Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Перестройка методической работы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.
Таким образом, нужно отметить важность оптимального выбора содержания методической работы в современном МДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы преодолеть указанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровень современных требований, следует проявить усилия на двух уровнях.
Во-первых, обеспечить и обосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольных учреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ; выработать проект содержания методической работы для современного дошкольного учреждения. (Эта задача работников педагогической науки и руководящих работников органов управления образованием, научно-методических служб и центров.)
Похожие статьи:
Значение воспитательной системы
Образовательное учреждение – уникальное образование. Здесь сходятся интересы нескольких поколений (родителей, учеников, учителей). Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с ма ...
Программное оформление интерактивного курса
Данный интерактивный курс представлен в виде html страниц с применением Java Script и Flash-технологий. Для оформления меню была использована flash-технология и ActionScript приложение. С помощью программы Macromedia Flash MX была организована визуальна составляющая приложения, включающая в себя ан ...
Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного
оздоровительного досуга
Когда за окном слякоть, мало солнца, самое время помечтать о летнем отпуске. Как же с пользой для всей семьи провести отпускные дни? Для тех, кто любит путешествовать и не боится трудностей, но не имеет достаточного опыта в организации совместных с детьми туристических походов, можно обратиться к с ...