Если бы профориентология ограничивалась только ознакомлением людей с различными профессиями, требованиями к ним и т.д. и, не подталкивала к выбору той или иной профессиональной деятельности, это было бы замечательно. К сожалению многие понимают слово ориентировать как – направлять, советовать и убеждать. И если это происходит по результатам тестирования – это можно назвать манипуляцией. Конечно, есть среди профориентологов специалисты, которые действительно только помогают выбрать, не давая советов и не манипулируя. Только предоставляя информацию, чтобы человек сам выбрал, в каком направлении ему развиваться.
Профориентация нередко сообразуется больше с запросами профессионального рынка, на котором востребованы те или иные профессии, чем с потребностями и склонностями людей.
Чтобы выделить интересующее нас явление, необходимо принять во внимание его признак – приобщение подрастающих членов общества к трудовой деятельности. Выражение «приобщение к профессиональному труду» обозначает существенно различные явления. В зависимости от того, идет речь о профессиональном самоопределении подрастающего члена общества или о руководстве этим самоопределением со стороны взрослых, идет при этом речь о практике руководства большими массами молодежи или о собственно педагогическом руководстве приобщением к труду каждого отдельного учащегося, члена коллектива, общества, – можно выделить четыре рода феноменов приобщения к труду, связываемых с терминами «профориентация» и «профконсультация».
Первое – явления индивидуального самоопределения. Это развитие действенных интересов, преобладающих форм активности, склонностей; возникновение, развитие и самовоспитание качественно новых синтезов способностей, подготовленности учащихся; возникновение, установление специфических взаимоотношений с родителями или заменяющими их лицами; преобразование (на основе ориентации на будущее) взаимоотношений со сверстниками, товарищами; установление специфических отношений с людьми, представляющими интересы общества, производства; образование качественно новых представлений о себе («я будущий строитель мостов», «эта профессия не для меня»); формирование уровня притязаний в отношении ступеней «профессионального роста»; построение личных профессиональных планов, образов будущего (а это психические регуляторы профессиональной судьбы).
Второе – явления, представляющие собой суммарный эффект самоопределения индивидов, относящихся к большой группе («школьники села», «школьники города», «восьмиклассники России»). Здесь ориентация должна мыслиться как ориентированность.
Третье – область практических воздействий на профессиональное самоопределение каждого, «вот этого» учащегося (руководство выбором профессии). Это руководство или влияние может более или менее сознательно осуществляться семьей, группой сверстников, коллективом их, учителями школы, врачом, внешкольными медицинскими, воспитательными, культурно-просветительными учреждениями (подростковыми кабинетами в системе здравоохранения, клубами, библиотеками).
Четвертое – практическое руководство самоопределением молодежи как массовым социальным процессом. Речь идет о выработке и проведении в жизнь решений в области управления ходом развития общества, указаний и программ, определяющих цели, задачи, содержание воспитания подрастающих поколений.
В связи с рассматриваемой группой явлений термин «ориентация» должен мыслиться как ориентирование.
Приведенную группировку явлений, которые связываются с терминами «профориентация» и «профконсультация», можно рассматривать как своего рода схему разделения труда тех, кто озабочен вопросами подготовки молодежи к труду, руководства выбором профессии. Иметь представление об этом разделении труда важно и для правильной оценки ими возможностей и ограничений своей области приложения сил, и для координации усилий, и для правильного поиска партнеров в целях обмена опытом, для планирования, программирования соответствующих совещаний, конференций.
Если полагаться на стихийный ход приобщения молодежи к труду, то несоответствие между потребностью общества в кадрах и профессиональными устремлениями, планами молодежи, вступающей на профессиональный путь, может быть более или менее значительным, вплоть до картины резкого противоречия, которую в первой половине 60-х годов констатировал отечественный социолог В. Н. Шубкин. То есть выпускники школ чаще всего выбирали такие профессии, потребность общества в которых была наименьшей.
Возможны несоответствия (рассогласования) и другого рода – например, несоответствие между стойкими личными качествами человека и основными требованиями, которые предъявляет профессия. Важно признать и принять положение о том, что некоторые расхождения между объективной потребностью общества в кадрах и таким субъективным обстоятельством, как личные профессиональные планы людей, характеризуют обычный ход социальных процессов. Это и есть диалектика развития в конкретном выражении. В сложной системе «оптант – школа – семья – профессиональная школа – производство» возможны и другие противоречия развития.
Похожие статьи:
Методика совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного
отношения к природе через формирование экологической культуры у средних
дошкольников
На следующем этапе нашего исследования мы приступили к воспитанию у детей осознанного правильного отношения к природе через формирование экологической культуры. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования экологической культуры. При разработке методики форми ...
Функциональная организация мозга леворуких детей
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зер ...
Взаимосвязь дошкольного и школьного физического
развития
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способст ...