Например, для изучения традиций и обычаев, нравственных ценностей семей учащихся, можно использовать следующие вопросы проективной методики, на основании результатов которой можно проводить индивидуальные и тематические консультации:
Вопросы для учащихся:
- Я радуюсь, когда…
- Я огорчаюсь, когда…
- Я плачу, когда…
- Я злюсь, когда…
- Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда…
- Я верю, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я…
- Если у меня плохие новости, то я…
- Если у меня что-то не получается, то я…
И соответствующие вопросы для родителей:
- Я радуюсь, когда мой ребёнок .
- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок…
- Я плачу, когда мой ребёнок…
- Я злюсь, когда ребёнок…
- Мне нравится, когда мой ребёнок…
- Мне не нравится, когда мой ребёнок…
- Я не верю, когда мой ребёнок…
- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
- Если у моего ребёнка хорошие новости, то…
- Если у моего ребёнка плохие новости, то…
- Если у моего ребёнка что-то не получается, то…
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить как детям, так и родителям на одну и ту же тему. Например, выбираются следующие темы: "Выходной день в моей семье", "Наша семья", "День рождения в моей семье". Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, куда нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи, в соответствии с темой. После выполнения задания классный руководитель проводит сравнительный анализ рисунков. Это позволяет ему обратить внимание родителей на те моменты в воспитании их ребёнка, которым они в повседневной жизни не всегда придавали должного значения.
Хороший результат в работе с семьёй даёт такая форма изучения как сочинение-размышление. Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители – единомышленники, объединённые единой целью – сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, радостнее, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными: "Быть отцом взрослой дочери это…", "Моя будущая семья… Какой ей быть?", "За что я люблю своих родителей", "Радости моего дома", "Самый печальный день в жизни моей семьи", "Праздники и будни моей семьи" и т д. Главное – родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.
Подобные сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Конечно же, классный руководитель сам должен решить, какую методику он будет использовать для выявления и развития воспитательного потенциала конкретной семьи, единственное, что он не должен забывать при этом, так это соблюдения правил общения с родителями.
- Классный руководитель в общении с каждой семьёй должен быть искренен, уважителен и дружелюбен. Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями;
- Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребёнку;
- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. При этом:
1.Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения;
2.Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической;
3.Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей;
4.Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
Похожие статьи:
Мотивы досуга
Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и сам ...
Домашняя работа как одна из форм организации учебной
деятельности
Домашняя работа учащихся при обучении математике необходима. В ходе домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний. Однако, изучая опыт, приходится констатировать, что одним из типичн ...
Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях: - излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, - несформированность грамматического строя речи, - недостаточность сл ...