«Процесс формирования эмпатии личности будущего педагога в условиях вуза проходит путь, включающий в себя такие важные разделы, как диагностика, формирование действенной эмпатии на занятиях, проводимых в тренинговой форме, и социальная адаптация студентов на практике. Эмпатия является обязательной для развития личности учителя и, следовательно, для успешного протекания профессиональной деятельности в будущем. Для формирования действенной эмпатии в педагогической деятельности необходима целостная эмоциональная включенность, создаваемая на занятиях в тренинговой форме, с акцентом на последующей рефлексии. Данный подход обеспечит молодому учителю успешную адаптацию в первые годы трудовой деятельности и дальнейшую эффективность».
Чрезвычайно интересной представляется модель формирования эмпатии в педагогической деятельности, предложенная Т. А. Ахрямкиной. По мнению автора, необходимо прохождение четырёх стадий:
диагностика актуального уровня развития эмпатии (выделение её качественных и количественных характеристик);
использование активных средств обучения студентов при целенаправленном формировании эмпатии в педагогической деятельности с опорой на исходный уровень эмпатии, выявленный диагностикой;
рефлексивная деятельность студентов по поводу своих личных качеств, способствующих или препятствующих развитию эмпатии в педагогической деятельности, конкретной педагогической среде;
практическая реализация навыков действенной эмпатии в деятельности.
Таким образом, завершая обзор результатов экспериментальных психолого-педагогических исследований, которые были проведены за последние полтора десятилетия, можно сделать следующие основные выводы, сделанные авторами исследований, о возможностях развития эмпатии в педагогическом процессе.
Высокий уровень эмпатии является необходимым критерием успешной учебной и профессиональной деятельности педагогов и психологов.
Развитие эмпатии в процессе профессионального становления специалиста происходит в деятельности, саморазвитии с усилением рефлексивных тенденций, с осознанием профессиональной принадлежности.
Эмпатия является действенным механизмом профессионального саморазвития будущих педагогов, психологов, а ее высокий уровень обеспечивает личности стремление к самосовершенствованию.
Развитие эмпатии – это целенаправленный и длительный процесс, требует специального психолого-педагогического воздействия.
В программу подготовки педагогов необходимо ввести специальные курсы, включающие комплекс обучения, воспитания, тренинговых процедур и психофизиологического обеспечения, направленный на формирование эмпатии как специфического компонента профессионального развития личности будущего специалиста.
Программа развития должна учитывать и затрагивать все компоненты эмпатии – когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Необходимо сформировать высокий уровень мотивации к активному всестороннему участию в программе, это способствует развитию эмпатических способностей даже при низком стартовом уровне эмпатии.
В систему профориентации и профотбора на этапе довузовской подготовки и отбора абитуриентов целесообразно введение диагностики эмпатии, поскольку она является профессионально важным качеством педагога, психолога, медицинского работника, определяющим успешность его деятельности.
Все авторы сходятся во мнении, что формирование и развитие эмпатии – достижимая и необходимая цель профессиональной подготовки будущих педагогов в системе как высшего, так и среднего профессионального образования. Создание образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию этого важного, профессионально значимого качества должно стать одной из задач любого учебного заведения, занимающегося подготовкой будущих учителей.
Рассмотрим подробнее само понятие «эмпатия», постараемся выделить структуру этого качества, с тем, чтобы можно было рассматривать критерии его сформированности.
Похожие статьи:
Понятие и классификация межпредметных связей в содержании обучения биологии
и математики
В последние годы возросла роль межпредметных связей, реализуемых учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей способствовало включение в новые учебные программы для одиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела &q ...
Развитие советской педагогической науки в
первой половине 20 в
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областях педаго ...
Методы и способы развития творческих способностей
через кружковую работу
Кружковая деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятел ...