Д.В. Белых конкретизирует понятие «педагогическая эмпатия» (мы обратимся к нему ниже), выделяет её структуру и условия формирования. Среди наиболее важных условий формирования эмпатии будущих педагогов он выделяет прежде всего влияние той педагогической среды, которая должна окружать студента в образовательном учреждении:
«подлинно гуманистические субъект-субъектные отношения в учебном и внеучебном процессах в колледже, предполагающие воздействие на эмоциональную сферу студентов с опорой на познавательные потребности, которые должны быть такими, чтобы затронули внутренний мир личности будущего учителя;
система адекватных у них знаний о педагогической эмпатии, включающая в себя активность и самостоятельность студентов, анализ жизненных фактов, самостоятельные заключения, проявление собственного отношения и оценку проявления педагогической эмпатии (когнитивный компонент);
положительная оценка действий товарищей по учебе, разнообразные формы психологического подкрепления (поощрение, одобрение, благодарность), которые вызывают положительные эмоции, чувство удовлетворения, побуждают студента поступить идентичным образом в дальнейшем (эмоциональный компонент);
организация целенаправленной жизнедеятельности студентов, в которой формируются не только мотивы, но и умения, навыки, а также привычные способы эмпатийного поведения (поведенческий компонент)».
Другие исследователи также рассматривают эмпатию как существенную черту личности педагога, но заостряют внимание на иных аспектах данного качества. Д. М. Даудова в своём исследовании изучает эмпатию как средство профессионально саморазвития будущих педагогов, те есть, в данном случае эмпатия является инструментом, позволяющим оттачивать профессиональное мастерство. Д. М. Даудовой были выделены следующие особенности развития эмпатии:
«1. Проявление эмпатийности как профессионально значимого качества педагога тем выше, чем выше этап профессионального становления, это проявляется в развитой личностной эмпатии. Развитие профессионального самосознания идет с усилением рефлексивных тенденций, с осознанием профессиональной принадлежности и необходимости адекватно проявлять такие качества, как понимание, сопереживание, терпимость и принятие другого.
Лица с высокоэмпатийным потенциалом отличаются наличием специфической готовности, направленности, мотивационных ориентаций и потребностей изменять, усовершенствовать, модифицировать процесс собственного развития. Этот процесс имеет место в силу высокого уровня когнитивной и эмоциональной рефлексии, толерантности и других психологических особенностей, присущих эмпатийным личностям.
Педагогическая эмпатия, являясь профессионально важным качеством личности, проявляется в тесной связи с такими психологическими характеристиками, как общительность, душевная мягкость, чуткость, доброжелательность, интеллигентность, толерантность, чувство юмора, альтруизм. По отношению к перечисленным качествам эмпатия выступает своеобразным интегральным показателем, позволяющим прогнозировать успешность взаимодействия в системе «ученик — студент — учитель — ученик».
Уровень профессионального саморазвития личности связан с уровнем педагогической эмпатии.
Педагогическую эмпатию можно успешно формировать, если использовать методический комплекс психотехнологического анализа, обучения, воспитания, тренинговых процедур и психофизиологического обеспечения, ориентированный на целенаправленное развитие эмпатийного поведения в процессе профессионального совершенствования и саморазвития будущих педагогов.
Педагогическая эмпатия является реально действенным механизмом профессионального саморазвития будущих педагогов, а ее высокий уровень обеспечивает личности стремление к самосовершенствованию».
Наибольший интерес представляют практические рекомендации, сформулированные автором по результатам эмпирического исследования. Вот некоторые из них:
определение уровня развития эмпатии будущего педагога на этапе поступления в педагогический вуз либо колледж;
введение в учебный план специальных курсов, способствующих целенаправленному развитию эмпатии.
В исследовании Т. А. Ахрямкиной утверждается, что эмпатия не всегда представлена в структуре личности педагога, и рассматриваются закономерности её формирования у студентов высшего педагогического учебного заведения. Здесь автором также акцентируется важная роль целенаправленного воздействия на личность будущего педагога посредством специально организованного социально-психологического тренинга, участие в котором должно не только обогатить студента знаниями об эмпатии и её роли в профессиональной деятельности учителя, но и позволит прожить, прочувствовать определённые ситуации школьной жизни, благодаря моделированию профессиональной деятельности в безопасных условиях учебной группы.
Похожие статьи:
Задачи и специфика уроков чтения в специальной общеобразовательной школе 7
вида
Главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. На этих уроках осуществляется формирование фонематического восприятия, зв ...
Характеристика творчества в учебно-воспитательном процессе
Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для челов ...
Преподавание биологии в 9 классе
Учащиеся 9-х классов изучают биологию по учебнику: Биология: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений (С.В.Страшко, Л.Г.Горяная, В.Г.Билык, С.А.Игнатенко). Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как о ...