На данном этапе были получены результаты, позволяющие сделать следующие выводы:
все учащиеся экспериментальных групп имеют пользовательские навыки работы с компьютером;
все учащиеся экспериментальных групп имеют представление о программировании вообще и о структурном программировании в частности, некоторые имеют не очень четкие представления об ООП, но навыков работы в объектно-ориентированных средах не имеет практически никто, за исключением нескольких человек;
многие интересуются работой в пользовательских средах, но лишь некоторые программированием, что облегчает преподавателю задачу обеспечения мотивации изучения именно объектно-ориентированной среды, поскольку большинство современных пользовательских сред созданы на объектно-ориентированном языке программирования.
По полученным результатам были выделены гомогенные группы, которые участвовали в эксперименте.
II этап исследования. Пилотажное исследование, проведенное в первой четверти учебного года показало правомерность наших предположений. Подготовив на первом этапе базу, мы приступили к формирующему эксперименту. Выдвинули нулевую гипотезу, и дальнейшее исследование направили к обоснованию выдвинутого нами предположения. Нулевую гипотезу сформулировали так: методика обучения объектно-ориентированному программированию, основанная на применении интерактивных уроков в профильном курсе информатики, позволит повысить уровень усвоения основ объектно-ориентированного программирования и эффективность развития мыслительной деятельности школьников.
Экспериментальная работа проводилась в течение двух месяцев. Формирующий эксперимент начали в 10 «Б» классе, а 10 «А» выделили как контрольный. Аудиторная работа в классе началась с изучения основ объектно-ориентированного программирования путем демонстрации интерактивных уроков. После чего было проведено промежуточное тестирование, по итогам которого были внесены соответствующие оценки умений по первой главе в карту контроля оценки результатов. Следующее заполнение карты было проведено после изучения главы посвященной среде визуальной разработки приложений – Delphi 7. Результаты фиксировались по ходу выполнения лабораторных работ. Последний срез был получен в конце II четверти по завершению данного курса.
Оценку при контроле мы осуществляли баллами:
0 баллов - полное отсутствие умения;
1 балл - есть представление, ознакомление;
2 балла - есть представление, из каких действий слагается умение;
3 балла - есть представление, из каких действий слагается умение и частичное развитие умения;
4 балла - умение развито частично, с определенными усилиями используется в несложных ситуациях;
5 баллов - умение развито, но есть затруднения в применении его в массовых ситуациях.
6 баллов - умение развито, обдуманно применяется в любой ситуации.
При этом по карте контроля мы можем отследить уровень достижений каждого ученика, в целом по классу и отдельно по конкретному умению. Таким образом, мы получили таблицу оценки результатов экспериментального класса.
образовательный визуальный программирование
Таблица 4. Карта контроля оценки результатов экспериментального класса
№ |
Фамилия учащегося |
устойчивое представление об основных понятиях ООП, знание трех основных принципов ООП: наследование, инкапсуляция, полиморфизм |
умение грамотно формулировать задачи в терминах языка Delphi |
знание основных визуальных и невизуальных, их основных свойств и событий |
знание типов данных, умение объявлять переменные, массивы и константы |
умение правильно интерпретировать получаемые результаты в ходе тестирования и отладки программных продуктов |
умение настраивать окружение интегрированной среды в соответствии с решаемой задачей |
умение работать с видео и аудиофайлами в объектной среде Delphi |
умение самостоятельно вести разработку программных продуктов различного назначения среднего уровня сложности |
ЗУН в области ООП |
1 |
Аюпова А.Р. |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4,5 |
2 |
Борисов Р.Н. |
3 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,1 |
3 |
Дингизбаева А.Н. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3,9 |
4 |
Егорова Р.М. |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,8 |
5 |
Исмагилов Т.В. |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4,0 |
6 |
Камышев С.П. |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4,1 |
7 |
Корнилов А.С. |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4,3 |
8 |
Максимов М.Ю. |
3 |
4 |
4 |
6 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4,3 |
9 |
Полуйко О.А. |
5 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4,5 |
10 |
Сенин Н.Н. |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
6 |
4 |
4,6 |
11 |
Фарихова Э.Р. |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4,4 |
Похожие статьи:
Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики
на примере закона архимеда
Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики. Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то ...
Психологические возможности изучения сказок
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно пре ...
Цель организации досуга детей
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...