Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью » Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Страница 9

Дети с благополучными эмоциональными отношениями с членами семьи, как правило, изображают всех членов семьи. Если кого-то не изображают, то это требует дополнительных объяснений. Как правило, члены семьи изображены при выполнении совместной деятельности (например, уборка квартиры). Себя ребенок изображает вместе с матерью и отцом. Детали фигур, одежды чётко прорисованы. В изображении отсутствует штриховка. Отсутствуют показатели враждебности. В изображении близких на рисунках не выражены такие детали, как рот, глаза, руки (у отца, бабушки). Фигуры взрослых членов семьи изображены немного большими, а собственное изображение по сравнению с ними несколько меньше, но не намного. Соблюдается пропорциональность фигур. Это может свидетельствовать о значимости, авторитетности данных членов семьи. При изображении этих членов семьи отсутствуют показатели враждебности и тревожности. Обычно размеры фигуры матери и отца пропорциональны собственному изображению ребенка. Это свидетельствует о демократичности в отношениях с матерью и отцом и о тесной эмоциональной связи с ними. Отсутствует штриховка в изображении фигур матери и отца. Обычно при благоприятных взаимоотношениях в семье, на рисунке ребенка преобладают изображения людей. Лучше прорисованы детали того члена семьи, с которыми ребёнок находится в симбиотических взаимоотношениях. В рисунке отсутствует схематичность, штриховка, затушевывание отдельных частей, двойные либо прерывистые линии. Всё это свидетельствует об отсутствии тревожности. Отсутствуют признаки агрессии и враждебности со стороны этих членов семьи (длинные руки с острыми пальцами, ногтями, опасными предметами). При анализе рисунков семьи младших школьников, для которых характерны неблагоприятные взаимоотношения с отдельными членами семьи, следует отметить, что изображения этих членов семьи либо отсутствуют, либо изображены схематично. Себя ребёнок может не изобразить на рисунке. Если изображает, то рядом с членами семьи, с которыми находится в симбиотических либо плодотворных взаимоотношениях. Рисунки могут быть схематичными, в них присутствует штриховка, затушевывание отдельных частей, двойные либо прерывистые линии. Всё это свидетельствует о выраженной тревожности. Если ребёнок изображает папу или маму, с которыми находится в отчуждённых взаимоотношениях, то как правило, имеются признаки агрессии и враждебности со стороны этих членов семьи (длинные руки с острыми пальцами, ногтями, опасными предметами).

У некоторых испытуемых фигуры взрослых членов семьи изображены непропорционально большими, а собственное изображение маленькое и внизу листа. Это может свидетельствовать об эмоциональной отчуждённости и заниженной самооценке. У большинства испытуемых на рисунках у отдельных фигур чрезмерно выражены такие детали, как рот, глаза, руки (у матери, отца, братьев, бабушки). Это может свидетельствовать о применении агрессии (вербальной либо физической) по отношению к ребенку этим членом семьи. В рисунках присутствуют показатели враждебности и тревожности (штриховка, затушевывание, стирание, острые углы и др.). Процентное соотношение данных по уровню благополучия взаимоотношений с родителями представлено на рисунке 7.

Рис.7 "Сравнительный анализ результатов по степени благополучия взаимоотношений с родителями у младших школьников с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся"

Из рисунка 7 видно, что у большинства учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности неблагоприятные взаимоотношения с родителями. У большинства "психологически благополучных" младших школьников благоприятные взаимоотношения с родителями.

Достоверность различий между результатами двух групп испытуемых представлена в таблице 5.

Таблица 5

Достоверность различий по критерию Фишера в двух группах испытуемых по степени благополучия взаимоотношений с родителями

Взаимоотношения с родителями

Учащиеся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности

(n=18)

"Психологически благополучные" учащиеся

(n=42)

Достоверность различий

Благоприятные

27,8 %

71,4 %

φ* > φ* кр (р=0,01)

Неблагоприятные

72,2 %

28,6 %

φ* > φ* кр (р=0,01)

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие статьи:

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания
Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить. Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма вы ...

Развитие изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного возраста
Способности человека – продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности ...

Базовые теории развития и воспитания личности
В существующей на сегодняшний день педагогической литературе разных авторов нет единого понимания воспитания, указываются различные подходы к осуществлению воспитательного процесса. Поляков С.Д. предлагает для выведения типов воспитательных взаимодействий опираться на психологические концепции личн ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru