Учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий.
Основные характеристики учебной деятельности: результативность, обязательность, произвольность. Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения.
Состояние психологического неблагополучия, которое может возникать у ребенка в период начального обучения, связано с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка. Исследования в этой области, как правило, сосредотачиваются на преимущественном анализе одной из сфер школьной жизни: учебной деятельности, взаимоотношениях с педагогом и выполнения школьных норм и правил поведения, характере межличностного общения в классном коллективе.
Однако, решение проблемы психологического неблагополучия, связанного с учебной деятельностью, невозможно без изучения всего комплекса возникающих у ребенка затруднений, взаимовлияния всех факторов, действующих на него в школе.
Подводя итог описанию признаков и причин психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности, следует подчеркнуть, как минимум, три основных момента, важных, для верного понимания сущности этого феномена, а так же для формулировки общих принципов его диагностики.
Во-первых, каждый из факторов крайне редко встречается в чистом, изолированном виде и, как правило, сочетается с действием других факторов, образуя сложную, иерархизированную структуру психологического неблагополучия.
Во-вторых, действие любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредованных причин на разных этапах формирования неблагополучия.
В-третьих, становление картины психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности происходит не просто на фоне, а в неразрывной динамической связи с симптомами психического дизонтогенеза, что, однако не дает основания для их отождествления, но диктует при этом необходимость анализа их соотношения в каждом конкретном случае.
При оценке психологического неблагополучия младшего школьника используются различные психодиагностические методы. Проводится исследование эмоционального состояния ребенка, его особенностей взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, изучение личностных особенностей. Кроме того проводится оценка семейного благополучия.
По результатам проведенного эмпирического исследования можно заключить, что гипотеза исследования была полностью доказана.
у учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается низкий уровень общего интеллектуального развития. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается средний и высокий уровень общего интеллектуального развития.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается низкий уровень мотивационной готовности к обучению в школе. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается высокий уровень мотивационной готовности к обучению в школе.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается высокий уровень страхов в отношениях с учителем. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается низкий уровень страхов в отношениях с учителем.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается социометрический статус "изолированный", что свидетельствует о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается социометрический статус "предпочитаемы", что свидетельствует о благоприятных взаимоотношениях со сверстниками.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречаются неблагоприятные взаимоотношения с родителями. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречаются благоприятные взаимоотношения с родителями.
Похожие статьи:
Описание программного
продукта
Данная программа представляет собой игровое поле из девяти клеточек. Каждая клетка это отдельная игра или ситуация, требующая выбор оптимальной стратегии (рис.7). Рис.7. Окно программы Прежде чем выбрать какое-нибудь поле, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями. Для этого нужно нажать . ...
Общее понятие об уроке в школе
В последнее время образование в Украине, которое вовлечено в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьёзные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Например, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные т ...
Принципы методики пунктуации
Пунктуационные нормы определяются как грамматико-синтаксическими особенностями предложения, так и логико-предметными значениями, выражаемыми в предложении. С ними связаны специальные требования к работе по пунктуации в школе, т.е. принципы методики пунктуации: наблюдения над значением, строением и ...