Медико – психолого – педагогичиские основы нарушений речевого развития детей

Страница 6

Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обоснование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретелька, локоть, ступни, беседка, веранда, подъезд и д.р.) неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать-зашивать –кроить, подрезать-вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - часы, донышко -чайник);

подмена названий профессий названием действия (балерина – «тетя танцует», певец – «дядя поет» и т.п.);

замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», короткий – «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Недостаточный практический навык применения способов словообразования объединяет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.

Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» – столик, «кувшинка» - кувшинчик). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречается у детей в норме на более ранних ступенях речевого развития и быстро исчезают.

Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пухный», «пухавый», «пуховный» - платок; «клюкный», «клюкин», «клюконный» - кисель; «стекляшкин», «стекловый» - стакан и т.п.)

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (книги лежат на большими столах - книги лежат на больших столах);

неправильное согласование числительных с существительными (три медведям – три медведя, пять пальцем – пять пальцев);

ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание («ездили магазин мамой и братом» – ездили в магазин с мамой и братом)

ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («летом был у бабушки. Там речька, много деревов, гуси»)

Фонетические оформление речи у детей с третьим уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной формы: у них продолжается наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротоцизм, ламдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечается стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры в наиболее трудных словах («гинасты выступают в цирке», топовотик чинит водовод»- водопроводчик чинит водопровод).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что в последствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Итак, совокупность перечисленных пробелов a фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезными препятствиями для овладения или им программы детского сада общего типа, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы.

Необходимо учитывать, что для грамотного чтения и особенно письма детям данной категории недостаточно знать буквы и уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложения складываются из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в двух- и трехсложных словах со стечениями согласных целесообразно учить буквы. В противном случае они могут остаться для ребенка бессмысленными знаками и пользоваться ими дошкольник с речевым недоразвитием не сумеет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Похожие статьи:

Организационные вопросы подготовки экскурсии
Изучение в классе химических производств должно происходить после того, как учащиеся овладеют химическими знаниями, необходимыми для понимания научных основ данного производства, и сопровождаться использованием различных средств наглядности. Учащиеся сначала должны ознакомиться с составом, свойства ...

Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин
Обусловлено углубляющимися процессами гуманизации и гуманитаризации высшего образования в РФ, основным содержанием которых является формирование творчески многогранной и гуманистически ориентированной личности будущего специалиста, установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, ес ...

Психофизиологические особенности леворуких детей
По мнению исследователя О.А. Никифоровой, пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости, но очевидны следующие позиции: · леворукость - не патология, а один из возможных вариантов нормы; · леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательн ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru