Данные критерии условны, они могут быть расширены и конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе.
Итак, воспитательная система развивается успешно, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.
Ядро воспитательной системы — цель воспитания. Исходя из цели создается концепция, которая определяет содержание, формы, средства, методы, характер управления. Диагностика успешности воспитания должна быть согласована с целью. Вся совокупность воспитательных влияний создает особый образ жизни в условиях конкретной воспитательной системы.
Цель любой воспитательной системы — воспитание личности, поэтому, создавая воспитательную систему, мы должны, прежде всего, определить, на какие цели воспитания будет работать эта система. Современные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг. — определяют целевые ориентиры в воспитании личности на современном общественно-историческом этапе. Создавая систему воспитания, мы должны ориентироваться на личность:
- способную к самоопределению, самореализации в социуме;
- разносторонне развитую, культурно компетентную;
- предприимчивую, творчески инициативную;
- способную к сотрудничеству, конструктивному межкультурному взаимодействию;
- физически здоровую;
- имеющую целостное мировоззрение; четко выраженную позицию гражданина, патриота.
Государственные документы дают общие целевые ориентиры, а конкретная цель должна быть сформулирована учебным заведением. Дело в том, что в рамках одной идеи, к примеру, идеи гражданственности, существует множество концепций и школ. В свое время был «пушкинский» Лицей, созданный прогрессивными общественными деятелями в целях воспитания новых людей, способных провести преобразование России. В советский период была школа В.А. Сухомлинского, которая ставила целью воспитание гражданина. Содержание, формы и методы, которые использовали эти учебные заведения, несмотря на сходство целей, существенным образом различались.
Система должна содержать такие признаки, как целостность, структурность, иерархичность, самоорганизация, саморазвитие, взаимозависимость системы и среды.
Целостность достигается через наличие общей концепции или системообразующей идеи. Все элементы системы должны быть связаны этой идеей. Недостаточно просто назвать школу радости. Школой творчества. Школой выживания. Школой самоопределения: мы должны найти системообразующую деятельность, которая будет отвечать общей идее. В практике лучших воспитательных систем редко сначала создается система, а затем она внедряется в жизнь. Обычно идея рождается в процессе научного и практического поиска, в процессе всей жизнедеятельности, совместного проживания педагогов и воспитанников.
Похожие статьи:
Развитие речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пара ...
Практика работы по формированию представлений младшего
школьника об эстетических ценностях и идеалах средствами экскурсии
Эстетическая воспитанность школьника немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение лю ...
Методика проведения практических занятий в базовом курсе информатики
Формы занятий за ЭВМ (демонстрация, лабораторная работа, практикум) отличаются по цели, продолжительности и соотношению роли учителя и учащихся. Лабораторные работы и практикумы включают следующие части: подготовка к работе, допуск к работе, выполнение и оформление работы, сдача работы. Описание ра ...