Положительные результаты дают упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук с предметами и без предметов. Этих упражнений можно придумать много. Одно и тоже упражнение утомляет ребенка, по мере выполнения упражнения меняются, и дети успешно их выполняют. Ребенок, выполняя подобные упражнения в начальной школе, разрабатывает моторику рук и постепенно начинает самостоятельно выполнять несложные посильные упражнения. Тем самым его работа оценивается, и он становится как бы на уровне других детей, более подготовленных.
Физическая культура по своей сути, уникальный предмет учебного процесса, который направлен не только на физическое воспитание ребенка, но и на развитие его умственных способностей, расширение словарного запаса, понимание процессов жизнедеятельности организма человека.
Путей развития умственных способностей учащихся посредством физического воспитания множество. Вот некоторые из них:
запоминание различных специфических терминов;
осознанное восприятие двигательных действий;
оценка выполнения физических упражнений товарищами и самооценка своих действий;
организация деловых игр в тесном контакте с теоретическими знаниями и умениями правильного воспроизведения двигательных действий;
умения и навыки командных и судейских действий при организации и проведении спортивно-игровых состязаний.
Уроки физического воспитания нужно строить таким образом, чтобы учащиеся осмысленно выполняли предложенные им упражнения, пытаясь их словесно осмыслить, проанализировать, при этом осуществляли регуляцию темпа, ритма, координации движения и других двигательных характеристик. Необходимо формировать у учащихся способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении целей и задач поставленных перед ними. Следует постоянно объяснять детям сущность и необходимость занятий физическими упражнениями, формировать положительное отношение к ним.
Во время выполнения упражнений происходит сложная нервно-мышечная координация, которая является важной предпосылкой достижения успехов у слаборазвитых детей в области труда, спорта. При этом хорошо формируется осанка, улучшается работа кистей рук при письме. Проведение уроков соревновательно-игровым методом вызывает большой интерес учащихся к урокам физического воспитания. Такие уроки значительно увеличивают эмоциональное возбуждение не только участников соревновании или игр, но и болельщиков. Как правило, это учащиеся, по различным причинам освобожденные от выполнения физических упражнений.
В работе при проведении занятии соревновательно-игровым методом можно использовать разнообразные межпредметные связи.
Например: в соревновательно-игровой обстановке принимают участие две команды по равному количеству игроков с равноценным физическим и интеллектуальным развитием. Каждая команда построена в колонну по одному. По команде учителя первые игроки ведут баскетбольный мяч до противоположной стенки или до указанного места, выполняют определенное задание, возвращаются в команду, передают мяч следующему игроку, который в свою очередь, добегая до указанного места, продолжает выполнять поставленное задание, возвращается в команду, передает мяч следующему игроку и т. д. Задания могут быть самыми различными, на любую ранее изученную тематику и по любому предмету. Эти задания могут состоять:
1 пара игроков - выполнить упражнение на сложение.
2 пара игроков - выполнить упражнение на вычитание.
3 пара игроков - найти на географической карте объект: город, страну, реку и т.п.
4 пара игроков - составить предложение из трех-пяти слов.
5 пара игроков - рассказать эпизод из истории или какое-либо стихотворение.
Каждое правильно выполненное задание приносит в копилку команды 1 балл. Соответственно при подведении итогов выполнения задания учитывается скорость и грамотность каждого учащегося. Данная игра может быть рассчитана на любой контингент учащихся, изменяется только сложность физического упражнения и сложность выполнения предметных задач. Так на уроке физического воспитания используются межпредметные связи.
Похожие статьи:
Методика совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного
отношения к природе через формирование экологической культуры у средних
дошкольников
На следующем этапе нашего исследования мы приступили к воспитанию у детей осознанного правильного отношения к природе через формирование экологической культуры. Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования экологической культуры. При разработке методики форми ...
Подготовка руки к письму
Русское письмо основано на звуко-буквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звуко-буквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Сразу заметим, что трудности обучения у переученных левшей мы не рассматриваем, речь идет о леворуких детях, работающих левой рукой. М. Безруких ук ...
Анализ развития воображения у детей дошкольного
возраста
С целью выявления уровня развития воображения испытуемых, использовалась методика Дьяченко О.М., Кириловой А.И. «Изучение оригинальности решения задач на воображение». Данная методика позволяет полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика акт ...