Коррекция звукопроизношения детей дошкольного возраста

Страница 1

Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, то есть способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще не достаточно ясна и чиста по звучанию.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами характеризуется звукопроизношение у детей трехлетнего возраста. Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к 4 – 5 годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. Dis – расстройство и lalia – речь).

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным Е. Ф. Рау, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15 – 20% дошкольников и у 5 – 7% младших школьников.

При дислалиях общепринятая методика исправления неправильного звукопроизношения исчерпывающая и обеспечивает полное исправление звуковых дефектов в условиях образовательных учреждениях.

По этиологическому признаку дислалию подразделяют на 2 вида: механическую и функциональную.

Механической дислалией называется такой вид неправильного произношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарат, его костного и мышечного строения.

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Причины функциональной дислалии: неправильное воспитание речи ребенка в семье; подражание; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих(с, з, ц) и шипящих(ш, ж, ч, щ).

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в детском саду являются:

· формирование звукопроизношения;

· развитие фонематического восприятия;

· подготовка к обучению грамоте.

· овладение ребёнком определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе
Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно данным экологической психопедагогики (В. Ясвин, С. Дерябо), является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, искать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали, что у ...

Сочетание современного лабораторного практикума с информационными технологиями
В настоящее время большинство студентов первого курса умеют пользоваться компьютером, работать в сети Интернет, поэтому использование компьютера при проведении практикума не затрудняет, а существенно помогает процессу обучения. Внедрение компьютера в процесс обучения должно учитывать некоторые особ ...

Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru