Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Четвёртый этап — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

При переходе к новому этапу развития потребности в общении прежние, содержание коммуникативной потребности не отпадают. Они выступают как составные элементы нового, более сложного целого.

В возрасте от рождения до семи лет у детей выделяют четыре формы общения с взрослым (М.И. Лисина,):

- ситуативно-личностное;

- ситуативно-деловое;

- внеситуативно-познавательное;

- внеситуативно-личностное .

Речь, как средство общения, как его операция, возникает на определённом этапе речевого развития. Её возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребёнка. Речь возникает лишь как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения ребёнка с взрослым, которые встают перед дошкольником на определённом этапе развития его коммуникативной деятельности и вытекают из более широких жизненно важных для ребёнка проблем, связанных с типом ведущей деятельности.

Выделенные выше четыре формы общения МИ. Лисиной по разному проявляются у каждого субъекта на различных этапах возрастного развития. Большое внимание необходимо обратить на последние две формы общения, которые охватывают этапы развития речевого общения в период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот длительный срок ребёнок проходит громадный путь, овладевая к его концу словом и, научаясь с большим искусством применять его для общения.

Можно отметить две основные линии, по которым развивается речевое общение в раннем и дошкольном возрасте: во-первых, изменения содержания общения и развития соответствующих этому функций речи как средства общения; во-вторых, овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.

Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроение. Речь – это человек в целом. Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность.

Непременным условием для нормального развития речи ребенка – является общение его с взрослыми. Среди многих важных воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, обучение родному языку, развитие речи речевого общения – одна из главных.

Начиная с раннего детства, этот период является сензитивным периодом для усвоения речи. Интенсивная подготовка к такому усвоению происходит уже в младенчестве: у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатывается произнесение речевых звуков, наконец, возникает понимание и произнесение первых слов, что расширяет возможности его общения с взрослыми.

Решающее значение для развития речи в раннем детстве имеет изменение форм общения ребенка с взрослыми, происходящее в связи с овладением предметной деятельностью. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Это и является главным стимулом к усвоению речи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Структурно-функциональная модель методической службы МОУ ДОД ДЮСШ «Самбо и Дзюдо»
Методист Из чего складывается сотрудничество с родителями? 1. Необходимо установить доброжелательные отношения с родителями. На первом родительском собрании можно разобрать следующие вопросы: а) Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления. б) Почему необходимо сотруднич ...

Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития
Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано с особенностями общего и речевого развития учащихся данной категории. На уроке чтения учитель постоянно следит за грамматической и стилистической правильностью высказыв ...

Конструирование и моделирование из бумаги
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования: конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природног ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru