Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Страница 9

На 1934–1935 гг. пришлась четвертая, последняя экспедиция С.В. Обручева на Северо-восток, и опять она была уникальной – на аэросанях. Вместе с добавившимися 6 сотрудниками и техниками им была изучена северная часть Чукотки – современный Чаунский район, представлявший чрезвычайный интерес в отношении полезных ископаемых.

Как-то Сергей Владимирович сказал «Страстно люблю литературу, но занимаюсь ею параллельно с геологией, в свободное время». Эти занятия вылились в такие книги, как «В неведомых горах Якутии» (1928 г.), «Колымская землица» (1933 г.), «На самолете в Восточной Арктике» (1934 г.), «От Якутска до Берингова пролива» (1940 г.), «В неизведанные края» (1954 г.), «По горам и тундрам Чукотки» (1957 г.) и другие. Так в одном человеке соединились выдающийся геолог, географ и популяризатор науки советского периода российской истории.

Использование материала в учебном процессе:

Материал о личности и маршрутах путешествий С.В. Обручева можно использовать на уроках в курсах физической географии России (8-й класс). Имя С.В. Обручева упоминается в учебниках «География. Природа России» Э.М. Раковской (тема «Из истории исследования России»). Помимо этого материал может быть использован при изучении темы Восточно-Сибирский район России, в качестве связующего звена со знаниями о В.А. Обручеве и И.Д. Черском.

Ферсман Александр Евгеньевич.

Если вы возьмете книгу Ферсмана «Занимательная минералогия», то на ее страницах прочитаете о его детстве и о том, как он пристрастился к собиранию камней. В 12 лет мальчик уже серьезно записывал наблюдения за камнями.

Любовь к камню Александр Евгеньевич пронес через всю жизнь. Для него не было камней – замарашек, в каждом камне он видел красоту, знал историю камня, относился к камням как к живым существам. Он практически знал все камни на свете, не случайно Ферсмана называли «Богом минералогии».

В нашей стране Ферсман был, наверное, везде: от Кавказа и Кольского полуострова до Дальнего Востока. Он себе даже придумал норму – в год проделывать по земле, над землей не меньше сорока тысяч километров – длину экватора. А в некоторые годы он эту свою норму значительно превышал.

Он мог собраться в любую экспедицию за 10–15 минут. У его жены Екатерины Матвеевны было несколько списков: что собрать в дорогу мужу, если ему предстоит ехать, лететь (а он сам умел водить машину, самолет) на юг, на север, в горы, в пустыню, зимой, летом…

Но самые дорогие места на карте страны для Ферсмана были: Хибины, Средняя Азия, Урал.

В 1914 г., когда началась первая мировая война, было трудно и тревожно, но ученые собирались по вечерам на балконе школы у старой станции «Миасс» и мечтали о будущем Ильмен. Ферсман мечтал увидеть на вершине Ильменской горы дворец-курорт, куда можно было бы добраться по канатной дороге, чтобы там люди могли отдыхать, любоваться сверху красотой этих мест. А под горой должен быть музей минералов, лаборатории для ученых, библиотека.

Александр Евгеньевич очень любил Ильмены, называл заповедник «Минералогическим раем», писал о нем в своих книгах.

Удивительно, как Ферсман все успевал! Ферсман организовывал государственные и международные совещания, конференции. И это при том, что он очень много времени проводил в «поле» (в экспедициях), в которых проявились все черты его характера: огромная работоспособность, уменье работать в тяжелейших условиях, человечность. В экспедициях он всегда шел впереди, что было самым трудным. Никому не давал нести свой рюкзак, а в нем не меньше 20–30 килограммов!

Ферсман ввел свои правила в экспедициях: не спать во время коротких остановок (потом невозможно человека разбудить). Пели песни, чтобы не заснуть после тяжелого перехода. Переходили с места на место в основном в дождь (во время дождя нельзя было работать с камнем). Любимое выражение Ферсмана: «По коням!», даже, если никаких коней в экспедиции не было.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Теоретические основы проблемы изучения словообразования существительных в онтогенезе
Современные представления о речевой деятельности, во многом основанные на данных онтогенеза, позволили сформулировать некоторые базовые положения о языковой способности как о функционирующем механизме. Процесс формирования речевой деятельности в онтогенезе рассматривается как развитие связи, устана ...

История и современное состояние проблемы расстройств письма и чтения у детей
Изучение нарушений письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственн ...

Описание программного продукта
Данная программа представляет собой игровое поле из девяти клеточек. Каждая клетка это отдельная игра или ситуация, требующая выбор оптимальной стратегии (рис.7). Рис.7. Окно программы Прежде чем выбрать какое-нибудь поле, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями. Для этого нужно нажать . ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru