Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Страница 10

Труд геологов еще со времен Петра I не случайно приравнивается к тяжкому воинскому труду. Особенно тяжелы были первые экспедиции после революции и гражданской войны. Самые трудные экспедиции у Ферсмана были в Хибины, которые тогда были совсем не изучены.

У экспедиции не было точных карт, снаряжения, одежды, обуви… Вместо радиосвязи только «Ау!». Холодно, ветер, ледяные потоки. Ноги замотаны мешками. Голодно. Тяжелый груз – образцы пород. Но самое страшное – мошкара, комары. От них не было спасенья: лица и руки опухали, кровоточили…

Сохранились фотографии Ферсмана во время экспедиций. Его можно было бы принять за бродягу, за бомжа: обросшее щетиной лицо, рваная кожаная куртка, когда-то давно подаренная отцом, рваные об камни брюки, на поясе закопченный чайник, геологический молоток, на шее бинокль, лупа; карманы полные бумаг, рюкзак набит камнями, в руках палка…

Трудно представить, что это знаменитый ученый, академик! Ферсман был удивительно неприхотлив: он мог работать в любых условиях: в палатке, в вагоне, в лодке… У него не было ни времени, ни охоты думать о житейских неудобствах. Он мог спать на земле. Подушку ему заменял кулак, книга, мешок. Много лет он не знал, что такое отпуск, выходные дни. И только в последние годы такая жизнь заставила его и лежать в больницах, и бывать в санаториях. Кроме того, у него была врожденная болезнь печени, от чего рано умерла мать. Иногда в походе он во время приступа сам не мог слезть с лошади, его снимали, укладывали, отпаивали лекарствами.

Александр Евгеньевич делился своей любовью к камням и людям не только в экспедициях Он много рассказывал взрослым и детям по радио, на лекциях, беседах. Жаль, не сохранилось магнитофонных записей его речи. Говорят, он был таким интересным рассказчиком, что на его лекциях «яблоку негде было упасть» . Он никогда не читал по бумажке. Не отказывался писать и для детей в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Юный техник».

Когда началась война, ему пришлось уехать из Москвы на Урал, в Свердловск (Екатеринбург), принять на себя руководство Уральского филиала Академии наук. Он очень много занимался сырьем для военной промышленности, писал научные работы: «Геология и война», «Минералогия Урала».

Война шла к концу, как вдруг умирает самый дорогой друг Ферсмана Владимир Иванович Вернадский. Это потрясло Александра Евгеньевича, обострились его болезни, сказались многолетние перегрузки, он слег, но и в больнице, и в санатории начал писать книгу о Вернадском, о дружбе длиною в 40 лет.

Он дождался победы. 9 мая радовался со всеми, что кончилась война, а 20 мая умер (на 62 году жизни). Похоронен Ферсман в Москве, на Новодевичьем кладбище рядом с Вернадским.

Использование материала в учебном процессе:

Материал о личности и маршрутах путешествий А.Е. Ферсмана можно использовать на уроках в курсах физической географии России (8-й класс). Имя А.Е. Ферсмана упоминается в учебниках «География России. Природа» И.И. Бариновой (тема «Природа регионов России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Похожие статьи:

Экспериментальное исследование развития социальной компетенции в процессе обучения
Объектная область проекта: филология, поэтому опишем образовательную ситуацию данной области. В Государственном образовательном стандарте по русскому языку определены следующие умения, которыми должны обладать учащиеся при изучении пунктуации: - уметь устанавливать смысловые и синтаксические связи ...

Формирование произносительных навыков при работе с поэтическим материалом на уроке английского языка
Работа над произносительной стороной речи ведется на всех ступенях обучения языку. При этом учащиеся с большим желанием и старанием работают над отдельными звуками, труднопроизносимыми словами и интонацией, если они представлены в рифмованной форме. Для решения вопросов, связанных с обучением произ ...

Цикличность проведения практикумов
Многие авторы считают, что формирование исследовательских умений должно носить цикличный характер. Принципу цикличности соответствует методика проведения физического практикума по общей физике, предложенная В.В. Панченко, В.И. Стремоусовым. Лабораторный практикум делится на два цикла: вводный и ком ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru