Главным критерием при определении стратегии и технологии коррекции специфических ошибок письма у младших школьников с ЗПР является их выявление на ранних этапах обучения, а своевременное выявление и учет характера специфических ошибок позволит эффективно построить коррекционную работу. Исследование нарушений письма проходило во 2 классе обще-образовательной школы № г. Зеленогорска Красноярского края. В исследовании приняли участие 15 учеников. У всех детей ЗПР различного генеза. Исследование включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Так, на констатирующем этапе, мы выявили специфические ошибки письма у младших школьников с ЗПР. Исследование проводилось в следующей последовательности: изучение медико-психолого-педагогических статусов, изучение устной речи учащихся, изучение специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития и представление выводов от полученных результатов.
Для выявления специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития мы использовали методики, предложенные И.Н. Садовниковой: «Списывание», «Слуховой диктант», «Графический диктант». В результате обследования выявлены следующие преобладающие ошибки письма: смешение по глухости-звонкости (53%), смешение по твердости-мягкости (47%), пропуски букв и слогов (73%), слитное и раздельное написание слов (47%). В результате обследования мы пришли к выводу, что специфические ошибки письма у младших школьников с ЗПР можно разделить на две группы: отражающие несформированность фонематического слуха и связанные с недоразвитием навыков звукового анализа.
По результатам данного этапа эксперимента нами были намечены и определены основные направления профилактики и коррекции, основываясь на характере специфических ошибок письма. По его окончании также было проведено обследование с использованием тех же методик что и на констатирующем этапе, которое показало, что ошибки в виде – пропуска слогов, слогов, букв сократились при списывании с 40% до 13%, в слуховом диктанте с 47% до 27%, графические диктанты с 73% до 33%.
Таким образом, гипотеза доказана, а разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов, работающих с младшими школьниками ЗПР.
Похожие статьи:
Создание государственной системы народного образования
В начале XIX в. правительство, стремясь сохранить крепостнический строй и господствующее положение дворян и в то же время пытаясь приспособиться к новым требованиям, провело школьную реформу. Было создано министерство народного просвещения, разработавшее государственную систему народного образовани ...
Педагогическое общение и его функции
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции. Первая функция — "открытие" ребенка на общение — призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психол ...
Методы развития быстроты
В.П. Филин и Н.А. Фомин выделяют основный метод воспитания быстроты движений у занимающихся – это комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера. Наряду ...