С учётом имеющихся определений даётся более точное понятие, определяющее сущность терминов «простейший туризм», «дошкольный туризм».
Под дошкольным туризмом понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.
Таким образом, многообразие форм туризма в условиях ДОУ представлено в трёх наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках-походах, осуществляемых в основном в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей.
Содержание туристской подготовки.
Применение средств и форм туризма не только в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей, но и в учебной работе, являются теми педагогическими условиями, которые отвечали бы данным требованиям. По определению А.М. Кондратова, «туризм с его непредсказуемостью ситуаций, которой лишена обстановка спортзала, стадиона, как ни какой другой вид физической культуры помогает развивать наблюдательность, решительность, смелость – качества, необходимые и в повседневной жизни. Занимающиеся туризмом развивают способность ориентироваться на местности». Данное определение подчёркивает возможность комплексного подхода к педагогическому процессу, позволяя охватывать все основные направления развития подрастающего поколения: оздоровительное, воспитательное, образовательное.
Основные задачи оздоровительного направления в первую очередь решают проблему качественного улучшения физического состояния ребёнка.
Характеризуя туризм как средство физического воспитания, следует отметить, что он включает не только разнообразные по форме и содержанию двигательные действия, но и различные по содержанию виды туристской подготовки.
Общая подготовка туристов включает широкий круг вопросов и разделяется на теоретическую и практическую (физическую) подготовку. Теоретическая подготовка тесно связана с географической, краеведческой, топографической подготовкой. Данные отражены в схеме.
Географическая подготовка включает комплекс знаний по физической географии. Краеведческая подготовка связана с приобретением знаний о родном крае.
Топографическая подготовка – особый раздел теоретической подготовки, без овладения которым не могут быть решены задачи, связанные с разработкой и прохождением маршрута.
Важной стороной подготовки туристов является физическая подготовка. Различают общую и специальную физическую подготовку. Не менее важными сторонами туристской подготовки являются техническая и тактическая подготовка, которые взаимосвязаны и обеспечивают безопасность путешествия.
Оздоровительная направленность средств туризма
Оздоровительную направленность использования средств туризма можно объяснить прежде всего:
- воздействием постоянно изменяющихся метеорологических факторов, способствующих повышению адаптационных возможностей детского организма.
- возможностью выбора экологически благоприятных условий проведения физкультурных занятий и активного отдыха.
- обеспечением тренирующего эффекта занятий и рекомендуемого уровня двигательной активности.
Для решения задач данного направления в разделе теоретической подготовки у детей необходимо формировать знания и умения в области гигиены, медицины, физической культуры, туризма.
Таким образом, наиболее целесообразно включать в основные организационные формы физического воспитания дошкольников доступные средства и формы туризма для развития общей выносливости: ходьбу, бег, ходьбу на лыжах, подвижные игры туристской направленности. При этом желательно организовывать туристские занятия в ближайшей природной среде, учитывая приспособительные реакции организма ребёнка к физической нагрузке.
Похожие статьи:
Педагогическая теория 30-40 гг
Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях ...
Особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии
Особенностью процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режим ...
Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей
с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...