Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. В современную систему образования были введены концепции модернизации, профилизации, которые способствуют улучшению работы по профессиональной ориентации учащихся. Сегодня на рынке труда стали востребованными рабочие специальности, а школы до сих пор ориентируют выпускников на получение социальных профессий. В настоящее время экономическое и юридическое образование уже утратило свою актуальность, востребованным профессиям современная молодежь не уделяет должного внимания. Все безуспешно гонятся за престижем, но никто не задумывается о своем будущем и будущем своей страны. В связи с существующими противоречиями многие выпускники вузов остаются безработными либо работают не по своей специальности.
В ходе анализа научной литературы мы заметили, что вопросам профессиональной ориентации на современном этапе уделено недостаточно внимания, поэтому мы определили тему нашего исследования
Цель исследования – выявить особенности профессиональной ориентации учащихся на современном этапе и разработать методические рекомендации по организации профориентационной работы.
Объект исследования – профориентация как педагогическое явление.
Предмет исследования – особенности профессиональной ориентации учащихся на современном этапе.
Задачи:
провести обзор научной литературы по данной проблеме;
выявить особенности профессиональной ориентации на современном этапе;
изучить опыт работы по профессиональной ориентации учащихся в г. Усть-Илимске;
раскрыть содержание профессиональных типов личности с помощью методик и определить особенности профессиональной ориентации на современном этапе при помощи анкетирования;
разработать методические рекомендации по организации профориентационной работы.
Методы: теоретический анализ и синтез теоретических источников; тестирование, анкетирование, метод количественного анализа
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» в городе Усть-Илимске.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов, классных руководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессиональной ориентации.
Похожие статьи:
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения ...
Педагогическая оценка
В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Педагогически эффективной считается та оценка, которая создает у ...
Современные цели образования и дидактические
принципы организации учебной деятельности на уроках математики
Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. В связи с этим остро актуальной стала задача создания новой концепции образования, отражающей как интересы общества ...