Структура воспитательной системы выглядит так:
1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
5) среда системы, освоенная субъектом;
6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Говорить о том, что в образовательном учреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:
индивидуально-групповой;
ценностно-ориентационный;
функционально-деятельностный;
пространственно-временной;
диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении развитием воспитательной системы школы. Это - классные руководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и взрослые, участвующие в жизнедеятельности образовательного учреждения и воспитательном процессе.
Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:
1 - цели и задачи воспитания,
2 - перспективы жизнедеятельности учащихся школы,
3 - принципы построения воспитательной системы школы.
Функционально-деятельностный компонент: следующий компонент воспитательной работы складывается из таких элементов, как:
1 - системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
2 - основные функции воспитательной системы;
3 - педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школьного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность воспитательной системы, ее функционирование и развитие.
Пространственно-временной компонент: он состоит из таких элементов, как:
1 - эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
2 - отношения и связи школы с социумом;
3 - роль и место школы в воспитательном пространстве района.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.
Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.
Похожие статьи:
Обзор методик коррекционно-логопедической работы по формированию связной
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, обще ...
Система дидактических игр на формирование навыков сложения и вычитания в
пределах двадцати у учащихся младшего школьного возраста
Получение числа закрепляется различными упражнениями Примерные виды заданий: «Отложите на счетах 7 красные косточки. Прибавьте столько желтых косточек, чтобы получилось 10. Наклейте или раскрасьте 9 синих круга и 1 красный. Сколько всего кругов получилось? Обведите 9 клеточек синим карандашом. Скол ...
Методы и формы экологического образования
Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эс ...