Мы представили количественные показатели оценки на уроках.
Для сравнения их применения в образовательном процессе в интегрированных классах мы представили показатели в виде круговых диаграмм, взяв за 100% общее количество всех оценочных суждений во всех тех классах: по характеру оценки – на рисунке 1, по направленности оценки – на рисунке 2.
Рисунок 1. - Распределение характеристик оценочных суждений по качеству
Рисунок 2. - Распределение характеристик оценочных суждений по направленности
Как показывают данные таблиц, нет существенной разницы в количестве оценочных суждений среди трех испытуемых групп уроков в 1-м, 5-м и 6-м классах, применяемых учителем на различных этапах урока. Однако существует качественное своеобразие соотношения характере как по направленности, так и по качеств оценочных суждений. Рассмотрим эти особенности.
Во-первых, оценочные суждения имели разные формы выражения в различных классах. Так, если в первом классе суждения учителя имели устный характер, выражаясь в устных похвале, поощрении либо, наоборот, в порицании, указании на ошибки или отсутствие старательности: «Паша, читай немного громче, но так читаешь неплохо. Маша и Никита, читали хорошо, но были немного не внимательны. Вадим, ты хорошо читал» и т.п. особенность оценивания в пятых – шестых классах несомненно был тот факт, что каждое оценочное суждение учителя подкреплялось отметкой, выставляемой в журнал и дневник ученика соответственно: «Стас П., молодец, очень красивый рисунок. 10. Наташа, у тебя немного неровно получилось. 8. Лера, молодец, постаралась, всё сделала сама. 10» и т.п. На наш взгляд, оформление оценочного суждения учителя в виде отметки провоцировало в некоторой степени учащихся на достижение более высокого результата, нежели отсутствие отметки в первых интегрированных классах.
Во-вторых, направленность оценочных суждений в основном индивидуальная (79% от общего количества оценочных суждений). Особенностью индивидуальной оценки явился тот факт, что учителя оценивают детей, исходя из их индивидуальных особенностей и того уровня, которого они достигли на уроке или могли достичь, без сравнения с остальными детьми: «Кирилл, домашнее задание не подготовил, но на уроке активно работал. 6, могло быть 8», «Лера, могла сделать лучше, но потом старалась. 8», «Вадим писал, старался, хоть был на уроке и неактивен» и т.п.
Групповой характер оценки был определен только в 13% от общего количества оценочных суждений: «Молодцы! Правильнее всех выполнили Кирилл, Наташа, Витя. Они не ставили запятых. Паша, правильно, молодец!»
Фронтальный характер оценки практически не применялся – только в 8% от общего количества оценочных суждений: «Я все ваши предложения выслушала. Версия каждого правильная».
Характеризуя оценочные суждения по качеству, следует отметить низкий процент дифференцированного характера оценочных суждений – 30%. Оценки учителей носят обобщенный характер, часто суждения даются поверхностные, без указания причины совершения той или иной ошибки, либо, наоборот, без называния источника успеха. Поэтому преобладает глобальный характер оценки – 70% от общего числа оценочных суждений.
Далее мы провели анализ тех критериев, которые лежат в основе оценки на уроке. Результаты анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3. – Распределение оценочных суждений по критериям оценки
Критерии оценки |
Изучаемые классы | ||
1-е классы |
5-е классы |
6-е классы | |
Уровень сформированности знаний, умений и навыков |
12 |
18 |
22 |
Характер учебно-познавательной деятельности |
12 |
10 |
14 |
Степень затраченных усилий |
4 |
2 |
0 |
Использование компенсаторных знаний и умений |
0 |
0 |
0 |
Стремление к успеху |
2 |
0 |
0 |
Итого оценочных суждений: |
30 |
30 |
36 |
Похожие статьи:
Педагогико-теоретические основы экологического образования и
воспитания
В своей статье «Экология личности» Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия «экология личности и культуры общества», которое может быть распространено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная ана ...
Леворукий ребенок в классе
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем ...
Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного
возраста
Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. В детском ...