При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти.
Как эти трудности сказываются при изучении букв? Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать комплекс упражнений:
копирование различных фигур и их сочетаний, воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других. Примеры таких заданий мы приводили в пособии. Здесь воспроизводим лишь некоторые из них. Вы можете варьировать эти задания, усложнять или упрощать их в зависимости от успешности выполнения. Например, копирование фигур (рис. 4 а) или дорисовывание недостающей стороны (рис. 4).
Для развития зрительного восприятия могут быть использованы и различные модификации заданий, разработанных польской исследовательницей Барбарой Закревской, например, такие:
· Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур (рис. 4), (рис. 5);
· нарисуй квадрат (рис.6);
· поставь точку посередине сверху над квадратом;
· поставь точку посередине снизу под квадратом;
· поставь точку справа посередине;
· поставь точку слева посередине.
Если все выполнено правильно, усложняем задание:
· соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
· соедини точки справа и слева прямой линией.
Все правильно? Тогда попросим ребенка соединить точки так, чтобы получились треугольники (рис. 7а). А теперь попробуем посчитать:
· сколько всего треугольников получилось (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами);
· сколько получилось квадратов.
Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу.
Вот еще аналогичное задание:
· нарисуй прямоугольник;
· поставь точки: в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в середине верхней стороны, в середине нижней стороны;
· соедини эти точки прямыми линиями;
· посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников;
· заштрихуй их разным цветом.
Все получилось? Очень хорошо. А теперь:
· обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;
· соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.
· В результате должны получиться вот такие рисунки (рис. 146); посчитай, сколько теперь у нас прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.
Мы хотим еще раз напомнить, что при обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их - выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения.
Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.
Похожие статьи:
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Т ...
Сущность воспитательной системы школы
Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим факторо ...
Сотрудничество родителей со школой
Воспитательная эффективность мероприятия проявляется в самореализации ребенка, его активности и удовлетворенности успехами. Лучшим методом воспитания привычки и занятиями физическими упражнениями является личный пример родителей школьника. Участие взрослых в совместном празднике имеет большое значе ...