Дидактические игры

Страница 4

В играх-соревнованиях правила отли­чаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок пра­вила игры или нарушает их — это сразу же замечают другие игроки, что создает наи­лучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпели­вого ребенка.

Популярная настольная игра лото — это пример игры с правилами и одновре­менно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полез­на для младших школьников с импульсив­ным поведением. От ребенка здесь потре­буется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке на­зываемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объяв­ленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся или пропущенные ими цифры; быть вы­держанным и не обижаться до слез в слу­чае проигрыша.

Длительные совместные игры со сверст­никами показаны ребятам. Вхождение ребенка в роль на длительное время способствует ста­новлению его целеустремленности, а необ­ходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку изба­виться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.

Коллективная игра «Раз­ведчики». Класс делится на группы — отря­ды разведчиков. Каждый отряд выбирает командира. Задача разведчиков: в течение дня или нескольких дней найти в комнате предметы, издающие звуки (например, дверь — скрипит, стул — жалобно пищит, щелкает замочек на ранце, шуршит липучка на рюкзачке). Обнаружив «звучащий» предмет, ребенок незаметно для остальных записывает его или рисует и отдает «доне­сение» командиру. Отряды разведчиков со­ревнуются между собой. В конце дня (или в последний день игры) подводятся итоги. Командиры сообщают обнаруженные отря­дом предметы. Побеждает тот отряд, на сче­ту которого их больше.

В кол­лективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходи­мой составной частью игрового процесса.

Вот, например, игра «Собери кораб­лик». Дети играют парами (в паре с кон­фликтным ребенком желателен уравнове­шенный или застенчивый сверстник). Иг­рающим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из вы­данного ему набора фрагментов — «дета­лей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый учас­тник игры может точно воспроизвести ко­раблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что эта игра с секре­том, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра постро­ена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится».

Участвуя в подобных играх, прежде уп­рямые, эгоистичные ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнером. Найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания стано­вится личностно значимой для ребенка и в дальнейшей жизни.

Если учитель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, рас­полагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может так расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным по­ведением, но и для всех импульсивных, не­дисциплинированных, агрессивных и кон­формных младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании
Новым компонентом отечественного профессионального и общего образования в России, как в большинстве стран мира, является технологическое образование, которому предшествовало трудовое обучение, трудовое воспитание. Содержательная и процессуальная стороны технологического образования в значительной м ...

Особенности культурно-досуговой деятельности детей
Основной принцип работы с детьми - рациональная организация их досуга. Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, студиях. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расшире ...

Особенности работы со стихотворными произведениями при обучении английскому языку
По моему мнению, использование образцов современной англоязычной поэзии может быть одним из эффективных средств достижения таких основных целей обучения предмету иностранного языка, как практическая, общеобразовательная и развивающая. 1. В силу того, что язык современного поэтического произведения ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru