Преобразования в физическом воспитании подрастающего поколения должны быть направлены на усиление его культурообразующих и гуманистических функций.
Определено место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию. Воспитательные воздействия, сочетаясь со средствами физического воспитания, обеспечивают выполнение следующих функций:
1. Формирование, уточнение и закрепление знаний, представлений и понятий о нормах нравственного поведения.
2. Создание положительного эмоционального настроя перед выполнением упражнений.
3. Включение в организованную коллективную деятельность и в ходе ее приучение к культуре поведения.
Организация работы в области физического воспитания учащихся базируется в настоящее время на исследовании спортивно-диагностических нормативов (президентские тесты, тесты мэра г. Москвы и другие) и почти не учитывает мотивы и потребности школьников в регулярных занятиях тем или иным видом двигательной активности.
Учет состояния мотивационно-потребностной среды детей выдвигается в современном образовательном процессе как обязательное условие воспитания у них устойчивого желания к ведению здорового образа жизни.
Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях.
Школа должна раскрыть перед младшими школьниками основные черты русского национального самосознания, воспитывать у учащихся высокое чувство национального достоинства, без которого невозможно сформировать патриотическое сознание личности, любовь к Отечеству, России.
Приобщение учащихся начальной школы к национальной культуре должно осуществляться через продуманные, глубокие авторские программы. Внесение изменений в программу по физической культуре позволит вернуть в школу такие народные игры и забавы, как лапту, городки, русскую борьбу и другие. Благодаря смыслу, заложенному в русских народных играх, в детях может ожить двигательная генетическая память.
В концепции развития школы должна быть заложена организация обучения и воспитания целостного процесса формирования национального самосознания у учащихся в разделе физического воспитания. Поэтому не случайно все чаще поднимается вопрос о разработке концептуальных подходов к предмету «Физическая культура» на основе русских традиций. Главная цель концепции сделать жизнь детей ярче, содержательнее, духовнее, приобщить их к двигательной русской культуре, помочь ребятам развить свои способности и дарования.
Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения.
Перспективные задачи совершенствования физического воспитания, которое далеко не удовлетворяет общество, выражены в резолюциях и постановлениях, в которых указывается важность укрепления здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины, в возрастании значения физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь.
Указывается на необходимость поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования.
В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения.
Похожие статьи:
Развитие речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пара ...
Содержание и этапы работы по пунктуации в школе
Содержанием работы по пунктуации в школе являются знания по пунктуации и пунктуационные умения. Ступенчатое изучение пунктуации определяет этапы работы над пунктуационными знаниями и умениями. Пунктуационные понятия и правила, изучаемые в школе: Основная единица пунктуации. В соответствии с назначе ...
Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования. 1. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические яв ...