уметь проводить измерения различных физических характеристик;
знать и уметь применять методику обработки результатов и ошибок измерений;
уметь анализировать результаты экспериментов и делать выводы о результатах решения поставленной задачи.
К перечисленным умениям, по нашему мнению необходимо добавить:
уметь пользоваться простым физическим оборудованием;
уметь определять назначение, цену деления и внутреннее сопротивление электроизмерительных приборов, а так же выставлять нужный для данных измерений предел;
правильно «читать» и составлять простейшие электрические цепи по предложенной схеме;
налаживать и регулировать простейшие физические приборы;
проводить несложный ремонт оборудования;
закрепить знания лекционного курса практической работой, доказывая базовые законы и положения.
Однако традиционная методика выполнения работ имеет и ряд недостатков, среди которых выделим наиболее значимые с нашей точки зрения:
не во всех ВУЗах имеется возможность организовать выполнение лабораторных работ фронтально;
небольшое число часов, отводимых на практикумы (менее 70), не позволяет организовать выполнение лабораторных работ, закрепляющих основные законы физики, в достаточном количестве;
существенно снижает возможность творческого подхода к выполнению задания предложенный в методическом пособии план к работе;
выполнение работ студенческими «бригадами» по 2-3 человека усложняет контроль самостоятельности работы каждого студента.
Как показывает практика, традиционный вузовский метод проведения лабораторных занятий по готовым методическим указаниям приводит к тому, что, работая по единому шаблону, студент, строго следуя инструкции, может благополучно выполнить работу, так и не до конца осознав сути проведённого эксперимента. При этом у него не формируются исследовательские умения и не развиваются творческие способности.
Тем не менее, мы согласны с мнением К.П. Кортнева, Н.Н. Шушарина, что с помощью лабораторного практикума возможно развивать исследовательские умения следующего типа:
охватывать всю проблему в целом;
корректно ставить исследовательскую задачу;
оценивать методы решения поставленной экспериментальной задачи;
планировать эксперимент;
искать оптимальное решение поставленной экспериментальной задачи;
реализовать экспериментальную методику;
оценивать ее информативность и точность.
Разумное сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами позволит не только приобрести элементарные навыки экспериментирования, практически освоить наиболее важные методы измерений, но и сформировать исследовательские умения студентов физиков младших курсов, подготовить их к дальнейшей научно – исследовательской работе.
Похожие статьи:
Песня на уроке английского языка
1. Песни и музыка в процессе формирования фонетических навыков. Формирование фонематического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение те ...
Философские и социально-культурные основания организации
концепции физкультурного воспитания
Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, р ...
Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ
Учебные занятия по физическому воспитанию в ПТУ организуются и проводятся в соответствии с учебными планами по специальностям комплексной программы и действующими нормативными документами, регламентирующими учебный процесс Они включаются в расписание занятий учебной частью равномерно в течение неде ...