В cлучае затруднений при выполнении этих двух заданий можно предложить ребенку следующее, более простое задание.
Одну книгу и карандаш положить перед собой, другую книгу и карандаш – перед ребенком. Положив свой карандаш НА книгу, попросить ребенка сделать то же самое и с его карандашом (предлог не называется). Не исключено, что ребенок положит свой карандаш В книгу или ОКОЛО книги, то есть что он не сможет правильно воспроизвести пространственное расположение этих двух предметов по отношению друг к другу. Это означает: ему не понятно само пространственное расположение предметов, а значит и сам смысл употребления в речи соответствующих предлогов. Для большей убедительности можно сделать еще несколько подобных проб: положить карандаш В книгу, ПОД книгу и д.р. и каждый раз предлагать ребенку сделать то же самое.
Невыполнение этого последнего задания будет свидетельствовать об особенно грубом отставании в развитии у ребенка пространственных представлений (невыполнение первых 2 заданий может объясняться не только непониманием самих пространственных отношений, но также незнанием их словесных обозначений).
Это задание позволяет выяснить правильность ориентировки ребенка в левой и правой сторонах пространства.
а) положить карандаш справа от книги и попросить ребенка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведет расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».
б) Сложить два параллельных карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребенка сделать то же самое с двумя другими карандашами. Расположить каким либо образом три карандаша и попросить ребенка воспроизвести точно такое же расположение карандашей.
в) Попросить ребенка показать на картине тот предмет, который находится справа от тарелки, а затем слева от нее. Потом спросить его, где лежит ложка (справа от тарелки) и где вилка (слева от тарелки см. Приложение)
г) Попросить ребенка поднять вверх правую руку. Если он затрудняется в «нахождении» своей правой руки, то это окончательно подтвердит его полную дезориентированность в левой и правой сторонах пространства.
5) а) Попросить ребенка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие вазы (рис. в приложении). Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребенок из приведенных выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительного- пространственных представлений и должен сделать достаточно развитым зрительным анализом.
б) Предложить ребенку сложить из детских кубиков по образцу какой-либо предмет.
Для выполнения этого задания ребенок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.
Трудность выполнения ребенком старшего дошкольного возраста хотя бы некоторых из приведенных выше заданий будут свидетельствовать о несформированности у него зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии.
Выявление предпосылок аграмматической дисграфии.
Исследование сформированности системы словоизменения.
Эта группа заданий рассчитана на проверку правильности:
образования множественного числа имен существительных;
согласования прилагательных с существительными;
согласования существительных с числительными;
употребление предлогов.
Задание 1.
Назвать картинки по типу : стол-столы
Задание 2.
Ответить на вопросы о величине предмета:
комар по величине маленький, а стол? (большой)
А зебра? (большая)
А море? (большое)
А медведи? (большие)
Задание 3.
Назвать картинки по типу: Один жук-два жука – пять жуков
Задание 4.
Сказать где лежит карандаш (Взрослый кладет его то НА книгу, то ПОД книгу, то В книгу и т.д., а ребенок каждый раз отвечает на вопрос, где карандаш).
Исследование сформированности системы словообразования.
Похожие статьи:
Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении биологии
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителями химии, физики, геог ...
Подходы к классификации
педагогических тестов
Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме. Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориен ...
Исследование правовой грамотности детей
старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведе ...