Мыслительные процессы позволяют обнаруживать тенденции изменений в познаваемом, а это задел прогностики, предвидения событий, очень ценной человеческой способности. Интеллектуально развитый учитель делясь процессами мыследеятельности с обучающимися, развивает сначала репродуктивно, а затем и творчески интеллект школьника. Собственно, если обобщить, школу можно рассматривать как «фабрику» производства человеческого интеллекта, самого ценного продукта, который только и существует в природе, главного атрибута личности. Этим обусловлена роль школы в обществе и статус учителя в нём.
Управлять психическими познавательными процессами памяти, речи, внимания учащихся – тоже функция учителя. Ему ведомо, что прочность запоминания напрямую связана с эмоционально-волевой сферой детей. Им запомнится надолго лишь то, что вызовет какие-то эмоции, чувства, потребует некоторых усилий. Черноусова Ф.П., Круть И.Н. предлагают в ходе занятий вызывать у обучающихся эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Поэтому учитель и предлагает учебный материал в яркой, образной «упаковке», актуализирует чувственные отношения к познаваемому, создает проблемные (интеллектуального затруднения) ситуации…
Что касается речи человека, а это процесс индивидуального использования языка (не органа) в общении и деятельности, то она, как у педагога, так и у учащихся, может быть «черно-белой», а может быть «цветной»: насыщенной примерами, оригинальными сравнениями, эпитетами, метафорами, собственным отношением к тому, что познается. Подготовка педагога к занятию и имеет целью достижения цветности своей речи, заготовок проблемных ситуаций, наглядных пособий, чтобы вызвать познавательный интерес и обеспечить прочность усвоения учебного материала учащимися. Овладение учащимися речью идет сначала по пути подражания, копирования речи референтных других, а затем и сознательной практикой её совершенствования в ходе подготовки к урокам, публичным мероприятиям связанных с необходимостью презентаций себя, своих достижений и возможностей, например на олимпиадах. Это важное направление деятельности учителя. Ведь в речи личность, как ни в чем другом, выражает себя, свой интеллектуальный и другой потенциал, который потом будет кем-то оцениваться… На эту связь указывал персидский поэт Саади (1181-1291):
«Умен ты или глуп, велик ты или мал,
Не знаю я пока, ты слова не сказал»
и жаль, что ЕГЭшная форма диагностики, пока, упускает из оценивая работы школ, гимназий, лицеев этот важный личностный компонент выпускника.
Особо следует остановиться на процессах внимания школьника. Внимание – это концентрация психики на познаваемом объекте с целью более чёткого его восприятия. Известный педагог К.Д. Ушинский сравнивал внимание с дверью в сознание человека: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Задача учителя, чтобы эта «дверь» была всегда открыта к познаваемому и педагогу. Так как основой внимания к познаваемому выступает интерес, желания школьников, то педагог вызывает их через показ им функциональной полезности познаваемого в сегодняшней и последующей жизнедеятельности. В помощь учителю будет учёт следующей связи: куда направлен взгляд учащегося, туда направлено и его внимание. Понимая, что длительная психическая концентрация труднодостижима, педагог имеет заготовки в виде приемов активизации внимания: показ видеоматериалов и других наглядных средств; включение школьников в практическую деятельность (индивидуальную, групповую, фронтальную) и др.
Итак, исходя из того факта, что для учителя интеллектуальная познавательная деятельность обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса является ведущим объектом интереса и влияния, он должен знать основы этой деятельности с учетом возрастных особенностей детей. Тогда, далее, он овладеет умениями влиять на ход этих процессов у обучающихся и сможет повысить эффективность их учёбы.
Методистам и школьным администраторам предстоит отслеживать и стимулировать овладение педагогами этими умениями, которые будут основой их способности метапредметного, системного подхода в подаче учебного материала, показателями профессионального мастерства. Поэтому повышение квалификации работников образования данной категории, по внедрению ФГОС на основной ступени, должна быть опережающей по отношению к предстоящему переучиванию учительского контингента.
познавательный знание школьник
Похожие статьи:
Краткие сведения о развитии речи ребенка
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь-«думание»), которая позво ...
Характеристика типичных профконсультационных
ситуаций
Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана). Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию. Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность с ...
Понятие педагогической деятельности
В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют. Итак, педагогическая деятельность (далее – ПД) – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в с ...