Важной составляющей исследовательской компетентности является мотивация, под которой, понимается увлеченность научной деятельностью, стремление добиться научных результатов, необходимо для этого развивать активность, инициативность, настойчивость учащихся. В ходе обучения биологии осуществляется развитие исследовательской компетентности. Учащиеся выполняли рефераты, презентации, учебные проекты. Результаты статистического анализа качества выполнения практических работ отражены в таблице 1.
Таблица 1 Качество выполнения практических работ учащихся
Вид работы |
Количество учащихся |
Качество выполнения практических работ учащихся (%) | |||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетворительно» |
не выполняли | ||
Реферат |
17,0 |
11,8 |
29,4 |
41,2 |
17,6 |
Презентация |
39,0 |
10,2 |
69,3 |
15,4 |
5,1 |
Учебный проект |
23,0 |
13,1 |
34,8 |
30,4 |
21,7 |
Из таблицы 1 следует, что презентацию как вид практической работы выбрали 39 учащихся. Качество выполнения такого вида работ на высоком уровне: 10.2% учащихся выполнили работу на «отлично», 69.3% на «хорошо», это обусловлено высокой степенью мотивации учащихся на работу за компьютером, повсеместной компьютеризацией общеобразовательных учреждений и доступностью приобретения компьютера.
Содержание процесса развития исследовательской компетентности проявляется как диалектическое единство структурных компонентов (когнитивного, рефлексивного, деятельностного).
Когнитивный компонент включает требования к оформлению исследовательской работы; понятийный аппарат исследования, современные проблемы науки.
Деятельностный компонент включает умения анализировать, обрабатывать и делать выводы по результатам научных исследований, навыки поиска и изучения научной информации, а также прогностические, организационные, практические, обобщающие умения.
Рефлексивный компонент включает наличие высокой мотивации на исследование, стремление к сотрудничеству, высокую активность самореализации имеющихся условий для исследовательской деятельности.
Результаты определения уровня развития исследовательской компетентности по критериям (когнитивный, деятельностный, рефлексивный) оформлены и представлены на рис. 1.
исследовательский компетенция студент образование
Проведенное диагностическое исследование и экспериментальная апробация гипотетических положений доказали необходимость развития исследовательских умений учащихся в условиях профильного обучения нацелено на повышение качества подготовки выпускника общеобразовательной школы.
Таким образом, формирование исследовательской компетентности учащихся в процессе обучения биологии является важнейшей квазипрофессиональной характеристикой личности учащегося, которая характеризуется единством знаний целостной картины мира, ростом удовлетворенности своими достижениями в исследовательской деятельности; адекватностью самооценки, устойчивостью мотивации учащихся.
Похожие статьи:
Игра как средство развития индивидуальных
способностей ребенка
Как известно, игра, как ведущий вид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за это время игры проходят довольно значительный путь развития: от предметных и символических до сюжетно-ролевых с правилами. С момента поступ ...
Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения
школьников
Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри флоры и фауны, их представителей между собой и с окружающей средой. Мир природы - среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чисто ...
Характеристика контрольно-оценочного компонента деятельности
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с оп ...