Формирование правового сознания личности является результатом правового воспитания, которое предполагает усвоение ребенком старшего дошкольного возраста суммы элементарных правовых представлений; формирование нравственно-правовых чувств; привитие навыков поведения, которые соответствуют требованиям современной морали и права.
Предпосылками решения данной проблемы являются положения, разрабатываемые педагогической психологией и психологией личности в рамках представлений о формировании и развитии личности ребенка и подростка(Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн).
В исследованиях Г. М. Андреевой, А. В. Петровского, Е. В. Шороховой отмечается, что социализация выступает как процесс присвоения индивидом норм и ценностей. Это касается, в том числе, норм и ценностей правового порядка. Именно социализация оказывает влияние на уровень правового сознания личности, на ее включенность в процессы и явления общественной жизни.
Правовая социализация ребенка дошкольного возраста, включает в себя правовую адаптацию и правовую интериоризацию. Правовая адаптация подразумевает организацию жизнедеятельности ребенка в соответствии с определенными социально-правовыми условиями. Правовая интериоризация представляет собой процесс включения правовых норм и ценностей во внутренний мир подрастающего человека.
Таким образом, формирование правового сознания у ребенка осуществляется и в ходе целенаправленного правового воспитания, и в результате естественным образом складывающегося у него понимания или осознания способа устройства мира, в котором он живет.
Правовое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста включает как первоначальные представления о праве, правопорядке и его охране, так и его эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку, егонепосредственное действие, его поведение в различных ситуациях, готовность жить среди других людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права.
Содержание правового воспитания детей старшего дошкольного возраста, включает два аспекта: овладение элементарными правовыми представлениями и их трансформация в отношение. Представления являются обязательным компонентом процесса формирования начал правовой культуры, а отношение –конечным его продуктом. Истинно правовые представления формируют осознанный характер отношения и дают начало правовому сознанию.
Таким образом, правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к обществу, к его установкам и ценностям, к людям, создающим материальные и духовные ценности. Это также отношение к себе как части общества, понимание ценности норм и правил поведения в обществе и зависимости от их соблюдения.
На правовое воспитание старшего дошкольника оказывают влияние все социальные нормы, поэтому важно, чтобы нормы права в целом не противоречили требованиям других социальных норм, и, в первую очередь, –норм морали.
Известные русские философы и правоведы И. А. Ильин, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой неоднократно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль.
Практика изучения прав человека в школах и знакомство с этой областью знаний детей дошкольного возраста распространяется в мире со второй половины ХХ века, но особенно активизировалась эта работа в последние два десятилетия.
Руководящие принципы и рекомендации по распространению знаний о правахчеловека, организации воспитания в духе уважения прав человека изложены в итоговом документе Генеральной конференции ЮНЕСКО (1974 г.). В этом документе излагаются положения, касающиеся места знаний о правах человека в образовательных программах. Отмечается, что эти знания являются частью социального и политического образования, а понятия, связанные с правами человека, могут и должны внедряться в сознание детей с самых малых лет.
В последнее время появились образовательные программы и педагогическая литература, в которых освещаются педагогические аспекты организации воспитания ребенка в духе уважения прав человека.
Похожие статьи:
Анализ программы кружка «МастерОк»
В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных творческих способносте ...
Методика использования художественной литературы на уроке истории
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в ...
Специфические нарушения чтения – дислексии
Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные услови ...