Для восприятия ритма рекомендуются следующие упражнения:
1.Прослушать изолированные удары ( //, ///, //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
2.Прослушать серии простых ударов ( // // //, /// ///, //// //// и т.д.). Определить количество ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
3. Прослушать серии акцентированных ударов ( /**/, //, //**//, и т.д.). Определить, сколько и какие удары были представлены, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
1.3.2 Воспроизведение ритмических структур.
При формировании способности к воспроизведению ритмических структур детям предлагается после прослушивания серий ударов воспроизвести услышанное. Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.
Для воспроизведения ритма рекомендуются следующие упражнения:
1.Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.
2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.
3.Отстучать, исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.
4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
5.Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные)
1.3.3. Формирование ритмической организации высказывания.
Работа по данному разделу осуществляется в определенной последовательности: от узнавания ритмических структур к пониманию и сознательному анализу воспринимаемого образца и далее — к упражнениям на сознательную имитацию, которые служат, в конечном счете, усвоению навыков ритмики слова и формированию ритмической организации высказывания.
В ходе логопедической работы предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала:
1) односложные слова:
а) без стечения согласных — дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч и т. д.;
б) со стечением согласных — стул, гром, торт, соль, брат и т.д.;
2) двусложные слова:
а) без стечения согласных, с первым ударным слогом—мама, каша, море, мясо, зубы, мыло, руки, мыши и т. д.;
б) без стечения согласных, с последним ударным слогом — оса, узор, диван, зима, замок, коза и т.д.;
в) со стечением согласных, с ударением на первом слоге — краска, сабля, масло, марка, тряпка, дочка и т. д.;
г) со стечением согласных, с последним ударным слогом — окно, доска, кирпич, матрос, очки и т. д.;
3) трехсложные слова:
а) без стечения согласных, с ударением на первом, среднем, последнем слоге — ягода, посуда, машина, сапоги, самолет, колесо и т. д.;
б) со стечением согласных, с первым, средним, последним ударным слогом — яблоко, автобус, скамейка, колбаса и т. д.;
4) пары слов без перемещения ударного слога:
а) односложные (без стечения и со стечением согласных): гусь—гуси, зуб—зубы, стул—стулья, гвоздь—гвозди и т. д.;
б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): песня—песни, машина—машины, палец—пальцы, спица—спицы, спичка—спички и т. д.;
5) пары слов с перемещением ударного слога:
а) односложные (без стечения и со стечением согласных): дом — дома, сад — сады, столб — столбы, стол — столы и т.д.;
б) многосложные (без стечения и со стечением согласных): доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса и т. д.;
6) словосочетания и фразы с различными комбинациями по месту ударения: а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. в) с ударением наконечном слоге: Ходил в кино. г) в различных комбинациях по месту ударения.
Усвоение ритмики речевого высказывания проходит в процессе выполнения специальных упражнений:
1. Восприятие и воспроизведение синтезированных ритмических контуров с ударением в начале, в середине, в конце отрезка:
2. Отхлопывание (отстукивание) ритмического рисунка синтезированного контура, слова, стихотворения, фразы (сопряжено, отраженно, самостоятельно).
3. Подбор слов (картинок) к определенной акцентной структуре.
4. Имитация акцентной структуры слова (словесное ударение) и предложения (синтагматическое ударение).
В процессе логопедической работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения), которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.
1.4 Формирование темповой организации высказывания.
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются:
1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). – 1этап
Похожие статьи:
Коммуникативный аспект изучения предложения
Наиболее существенным свойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса является способность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении в ...
Функции и противоречия педагогической деятельности
В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные. 1. В целеполагающую группу входят следующие функции: ориентационная; развивающая; мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся); информационная. Эта группа ...
Гигиена письма леворуких детей
Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к ра ...