Итак, исходя из приведенных выше выводов, для того, чтобы сделать ребят творцами, необходимо организовать кружки. Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени отвечает индивидуальным устремлениям ребят.
Рассмотрим, какие условия должны выполняться для успешного развития ребенка в кружке или студии.
1. Ребенку дается определенная программа, но он волен выбирать сферу деятельности в рамках этой программы.
2. Задачи даются ребенку в различной форме (плоский рисунок, технологическая карта, письменная или устная инструкция); ученик знакомится с разными способами передачи информации.
3. Освоение нового вида работы требует активной помощи педагога дополнительного образования или старших ребят.
4. Задачи используются в порядке возрастания сложности: постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.
5. При решении задачи ребенку помогает преподаватель, активно включая при этом его слух, зрение, осязание, использует на занятиях музыку, стихи, рассказы, готовые поделки, игрушки.
6. Необходимо создание таких проблемных ситуаций, разрешение которых будет сложным, но посильным.
7. Обязательно комбинирование разных видов деятельности.
8. Требуется также ненавязчивое знакомство ребенка с техникой безопасности труда.
На занятиях кружка используются и показ, и рассказ, и объяснение, и повторение, но больше внимания уделяется самостоятельной работе ребенка. Ему предоставляется свобода действий. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь руководителя кружка. Организация самостоятельной работы - это главное на занятии, когда идет выполнение поставленных целей. В это время, возможно, самое большое воздействие на органы его чувств. Можно поставить успокаивающую тихую музыку. Тогда ребята будут спокойно смотреть на образцы, сравнивать, работать с ножницами и бумагой, кисточкой. При этом активизируется умственная деятельность, зарождаются элементы творчества.
Тип занятий в кружке, как правило, комбинированный. Занятия посвящены выполнению нескольких дидактических целей. Подобная организация работы выбрана не случайно: ребятам в этом возрасте трудно выполнять монотонно одну и ту же работу, поэтому виды работ должны постоянно чередоваться, чтобы ребята не уставали, им было бы интересно. Обычно программами занятий предполагается, что ребенок сможет выполнить творческий проект во 2-м классе, т. к. он уже будет иметь определенный набор знаний, навыков, умений, но можно начинать вводить творческий проект в 1-м классе. Ребенок младшего школьного возраста уже умеет многое делать.
Наиболее эффективно формировать учебный план по четвертям с учетом многообразия и смены видов работ постепенного их усложнения, ведущего к успешному обучению ребят. Смена видов работ обоснована тем, что ребятам младшего школьного возраста еще трудно заниматься одним видом в течение года, они быстро устают, им становится неинтересно. Кроме того, каждый вид работ имеет свои определенные законы, маленькие хитрости. Ребята при смене видов работ узнают гораздо больше и легче закрепляют свои знания и умения.
Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями младшими школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем: перед детьми ставят проблему, познавательную задачу, и ребята при непосредственном участии педагога или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Дети строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такой метод влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса.
Похожие статьи:
Устные упражнения на уроках математики
Изменение приоритетов в целях математического образования существенным образом повлияло на процесс обучения математике. Главной становится идея приоритета развивающей функции в обучении. В качестве одного из средств в учебно-познавательном процессе, позволяющих реализовать идею развития, выступаю ...
Развитие речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пара ...
Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все ...