б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).
2. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции
а) Из серии слогов: то-та-ту оп-ап-уп
на-ну-но ас-ос-ис
са-со-су ум-ам-ем и т.д.
б) Из слова (в начальной позиции).
Беседа по тексту стихотворения:
Вот сколько на «к» я сумею сказать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор .
-Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
Топор, табуретка, тарелка и ложка .
- Ты, кажется, что-то напутал немножко.
-Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.Послушай, на «с» назову я посуду: стакан, сковородка, солонка и . кошка. - А кошка откуда?
- Залезла в окошко! Спроси лучше кошку - откуда пришла
и вся ли посуда на кухне цела .
(Л.Куклин.)
Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.
в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принёс Пете пастилу. Соня связала сестре свитер.
3. Вычленение последнего согласного в слове
Назвать последний согласный:
куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.
Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение:
ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.
Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке педагог обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к .):
самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда- .
Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:
мост - телефон - носки - иголка - автобус .
Д-Т
1. Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке ( в начальной позиции), например [дрова],[груба].
2. Сравнение д и т по артикуляции ( сходство и различие).
3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация т - д в слогах (устно и письменно).
4. Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно).
дачка - тачка душ - тушь
дом — том удочка — уточка
дочка - точка кадушка - катушка
5. Вписать пропущенные буквы т, д. С полученными словами составить предложения. Образец:
6. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:
У Алёнушки на сердце На крыльце подгнила (доска, тоска)
Ветер . последние листья.
Придвинь гостю … . (стул, сдул)
Брат .экзамен.
Я . хорошим учеником. (сдал, стал)
7. Найти ошибку в стихотворении:
Поэт, придумав строчку, в конце поставил дочку.
8. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т,д):
Похожие статьи:
Основные понятия деятельностного подхода
Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категории и основных понятий. В этих целях проведем весьма условную классификацию этих категорий, исходя их различных аспектов деятельностного подхода. В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер ...
Программа развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста
Основной целью разработки программы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в Алматинском Дворце школьников является повышение эффективности работы в данном внешкольном учреждении по развитию творческих способностей детей данной возрастной группы. Ставятся задачи: обуч ...
Взаимодействия детского сада и семьи
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из таких принципов, как: - доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы с ...